En
En

Дата постройки: 1846-1848 гг.

Архитектор: Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)

Ольгин павильон – подарок императора Николая I своей дочери, великой княжне Ольге Николаевне, ко дню её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским. Павильон построен в стиле загородных вилл острова Сицилии, в столице которого, Палермо, решился вопрос о браке великой княжны.

Павильон представляет собою трёхэтажную башню с террасой и лестницей, спускающейся прямо к воде. Когда-то сюда причаливали лодки, гондолы и паром. Гладкие стены павильона оживлены барельефами, балконами, нишами с мраморными бюстами, оригинальными дождевыми стоками в виде крылатых драконов. Башня, плавные извилистые дорожки с высаженной вдоль них земляникой, деревья, кусты сирени, барбариса, жасмина, лужайки и цветы, – весь ансамбль небольшого Ольгина острова создавал ощущение безмятежности и покоя. Иллюзию райского сада, где человек находится в гармонии с самим собой, поддерживали гуляющие по острову павлины.

Внутренняя отделка Ольгина павильона довольно сдержанна, но не лишена изысканности: скромные лепной и живописный орнаменты, паркетные полы, мраморные камины. На первом этаже Столовая, где царственное семейство устраивало завтраки и полдники, во время которых пили кофе, "кушали чай". Императрица и Ольга Николаевна предпочитали кофе, а Николай Первый любил чай, и, по воспоминаниям Ольги, "…ел к нему иногда солёный огурец". Круглый стол около камина сервирован предметами из приданого Ольги Николаевны. Это салфетки из отбелённого льна, столовое серебро, фарфоровый и серебряный столовые сервизы. Приданое, перечень которого занимал десятки страниц, соответствовало рангу и достоинству русской великой княжны. Ольга Николаевна была настоящей красавицей, что подтверждает портрет, написанный в Палермо в 1846 году художником П. Орловым. О счастливых днях отдыха на Сицилии напоминают в Столовой картины с видами Италии.

Пейзажи "страны грёз" украшают и Кабинет Ольги Николаевны, оформленный без лишней помпезности – дочери Николая I воспитывались в спартанской простоте. На рабочем столе Кабинета письменные принадлежности, среди которых мозаичный пресс с изображением сицилийского герба. На отдельном столике шкатулка для рукоделия. Царские дочери хорошо вышивали, кроме того, они умели музицировать, их обучали рисованию, пению, танцам, верховой езде.

На третьем этаже павильона находится Кабинет Николая I, оформленный скромнее, чем интерьеры дочери, и украшенный скульптурным портретом самого императора работы Ивана Витали, а также гравюрами, изображающими города Италии, в которых бывал отец великой княжны.

С верхней террасы павильона открывается прекрасный вид на Петергоф и его окрестности. Отсюда просматривается Бельведер, напоминающий древнегреческий храм, и пятиглавая церковь Благоверной царицы Александры, построенные на Бабигонской возвышенности архитектором А. И. Штакеншнейдером по указу Николая I, для которого Петергоф всегда был любимым местом летнего отдыха.