En
En

С первых дней строительства Петергофа Петр I много внимания уделял оформлению Морского канала, связавшего центральный дворцовый ансамбль с морем и сразу ставшего парадным въездом на территорию резиденции. Гости прибывали в Петергоф на кораблях, после чего пересаживались в шлюпки и легкие суда, проходившие по каналу в специальный ковш, служивший гаванью - фонтана "Самсон" при Петре еще не было. Уровень воды в ковше Большого каскада был выше, чем в Финском заливе, поэтому придворный инженер-гидравлик Василий Туволков построил на канале шлюз.

Первоначальный декор парадного въезда включал 22 фонтана. Они размещались в нишах трельяжных оград по сторонам аллей вдоль канала, поэтому получили название "Нишельные". Император планировал украсить эти фонтаны скульптурными композициями на темы басен Эзопа, чтобы они носили просветительский характер и трактовались как моральные назидания и сатира на врагов России. Замысел этот не был реализован, и напоминанием о нем служит лишь фонтан "Фаворитный".

В 1735 году Нишельные фонтаны передвинули к самому краю канала, сделав для них новые бассейны, вода из которых выливалась через золоченые маскароны, а в середине XIX века мастера Петергофской гранильной фабрики по чертежам А. И. Штакеншнейдера заменили пудостский камень в бассейнах на мрамор. Вертикальные струи двадцати двух водометов, напоминающие тонкие стволы сказочных хрустальных деревьев, образуют великолепную водную колоннаду, ведущую от моря к Большому дворцу. Это – "Аллея фонтанов". Вместе с Морским каналом она составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, подчеркивая его приморский характер. По словам Александра Бенуа, фонтаны Петергофа являются "тучей брызг того моря, что плещется у его берегов".