En
En

Дата постройки 1746–1759 гг.

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (1700 - 1771)

К западной Гостевой галерее "Монплезира" примыкает желтое одноэтажное здание "Екатерининского корпуса". Он был построен для императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века. Дворец, оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения придворных балов, приемов и банкетов. В то время он носил название "Каменного корпуса". Имя "Екатерининский" более позднее и связано с памятью о дворцовом перевороте, возведшем на российский престол Екатерину II. В бытность великой княгиней она проживала в комнатах деревянного флигеля, пристроенного к "Каменному корпусу". Именно оттуда утром 28 июня 1762 года она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор с целью свержения своего супруга, императора Петра III. Об этом историческом событии напоминает мраморная статуя Екатерины II в Вестибюле дворца.

Вступив на престол, Екатерина II поручила архитектору Д. Кваренги переоформить пышные барочные покои елизаветинского "Каменного корпуса" в стиле благородной строгости классицизма. Новый цвет стен и определил названия помещений: Желтый зал, Синяя гостиная, Зеленая приемная. Единственная комната дворца, сохранившая отделку Растрелли без изменений, – Подогревальня.

Формирование облика дворцовых интерьеров продолжалось на протяжении нескольких десятилетий. Последний этап был связан с именем императора Александра I и важными событиями его царствования. Победа над наполеоновской Францией создала благоприятную почву для расцвета русского ампира. В это время в интерьерах дворца появляются ампирные росписи воинственного характера в духе искусства могущественной Римской империи. В кабинете Александра I хранятся памятные предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года: уменьшенная копия мраморного обелиска, установленного на Бородинском поле, пресс-папье с подлинными ядрами с места Бородинского сражения, барельефы на военные темы и заграничных походов русской армии. В витрине выставлены фарфоровые чашки и бокалы с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

Музей обладает первоклассным собранием отечественной мебели из тополя, карельской берёзы и красного дерева, изготовленной по эскизам К. И. Росси, А. Н. Воронихина, В. П. Стасова, Л. Руска. Представлена мебель характерных ампирных форм: кровать-ладья, кресла-корытца, диван с ножками в виде сфинксов, ставших популярным элементом декора после египетских походов Наполеона.

Коллекция декоративной бронзы "Екатерининского корпуса" включает в себя произведения выдающихся французских мастеров: П. Ф. Томира, П. В. Ледюра, А. Раврио, Л. Ленуара-Раврио. Это разнообразные часы, канделябры, подсвечники, курильницы, которые были непременным украшением ампирного интерьера.

Об основателе Петергофа напоминает гобелен "Петр I, спасающий рыбаков во время бури на Ладожском озере", вытканный на знаменитой парижской мануфактуре. Гобелен был заказан Наполеоном Бонапартом, но закончен при короле Людовике XVIII, который и подарил его Александру I.

Гордостью "Екатерининского корпуса" является представленный в Жёлтом зале знаменитый парадный Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал около 5000 предметов и использовался лишь в особо торжественных случаях. Своим художественным оформлением сервиз воспевает Россию и народ, населяющий ее огромные просторы. На тарелках помещены десятки изображений народов России, а на холодильниках для вина – виды Петербурга, Москвы и их окрестностей. Великолепие сервиза подчеркивает хрусталь, заказанный императором Павлом I в конце XVIII века в Англии.

В течение XIX века в Желтом зале, в день выпуска Смольного института, устраивались приемы для девушек-выпускниц. После революции в "Екатерининском корпусе" был открыт музей бытового убранства дворцов XVIII–начала XIX веков.