Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи. 

!
En
En

Дата постройки: 1747-1751 гг.

Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

12 июля 2011 года в музее-заповеднике "Петергоф" была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открытая после восстановительных работ придворная церковь. Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф. Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная 10 сентября 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами "согласно нашей вере". Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка удивительна для традиционного русского церковного зодчества. Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особо праздничную и благостную атмосферу. Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом, поскольку золото – главный символ церковного искусства, означающий сияние Божественной славы.

Необычен план церковного зала – в виде восьмиугольника, словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. На нем, как и полагается в православном храме, изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви: евангелисты, апостолы, святители. К числу особенностей Церковного зала придворной петергофской церкви относится отсутствие солеи и амвона – возвышений перед иконостасом и алтарем. Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно. Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. Золоченая резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов, гирлянд, хоть и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. Кроме того, в неё включены и вензеля императрицы Елизаветы Петровны.

Особенно эффектна центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная витыми золочеными колоннами и завершенная резной золоченой Голгофой с Предстоящими. Из семи таинств здесь чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания и крещения. Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.

Истории бытования дворцовой церкви посвящена небольшая выставка в Трапезной.

Вход в музей