1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En
18.03.2013
Ценные приобретения

Обширная коллекция ГМЗ "Петергоф" регулярно пополняется новыми произведениями

Обширная коллекция ГМЗ "Петергоф" регулярно пополняется новыми произведениями.
Среди наиболее значительных приобретений, сделанных музеем-заповедником в последнее время, - картина французского живописца Шарля Сантуара де Варена "Бивуак польских пехотных егерей"  и парные полочки-консоли с фигурами обезьян.
История бытования картины "Бивуак польских пехотных егерей" тесно переплетена с судьбой Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
В период с 1815 по 1831 гг. Шарль Сантуар де Варен (1763-1834) был придворным живописцем великого князя Константина Павловича, который, будучи главнокомандующим всей польской армии, заказал ему серию из пяти работ, изображавших различные моменты жизни польских войск. На приобретенной музеем-заповедником картине 1830-х годов изображен бивуак - сцена привала стрелков пехотной бригады армии Королевства Польского. Устройство и порядок размещения подразделений в бивуаке были строго регламентированы, поскольку основным критерием при выборе места являлись удобство сообщения, выгодная оборонительная или наступательная позиции. На картине видно, что бивуак расположен под открытым небом, в той части леса, где протекает небольшая река и открывается просторный вид на окружающий его ландшафт. Солдаты, в характерных для того времени мундирах, изображены за различными занятиями: одни отдыхают у костра, пьют воду или общаются с проходящим мимо пастухом, другие маршируют и отрабатывают маневры, готовясь к предстоящему сражению.
Первоначально картина размещалась в Бельведерском (или в Сельцском) дворце в Варшаве и была записана в "Описи картинам (…) Государя Цесаревича Великого князя Константина Павловича» как "Бивак Польских войск в ландшафте, Пис. на полотне с надписью C.S. Varene (рама черная)". После смерти великого князя Константина Павловича картина вместе с остальными работами была перевезена в Императорский Эрмитаж, а затем, по указу Николая I, в 1833 году передана великому князю Михаилу Павловичу и поступила в Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме.
На протяжении долгого времени картина оставалась в собственности семьи вел. кн. Михаила Павловича и его супруги вел. кн. Елены Павловны, украшая парадные интерьеры Большого Меншиковского дворца. В 1873 году, после смерти великой княгини, художественное собрание дворца перешло по наследству к их дочери вел. кн. Екатерине Михайловне, герцогине Мекленбург-Стрелицкой, а затем картину унаследовал ее сын - герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий. В его собственности картина находилась до национализации коллекций Ораниенбаума в 1924 году. Вместе с другими произведениями ее вывезли в Ленинградское отделение Госфонда и спустя пять лет направили на аукционные продажи. Долгое время местонахождение картины оставалось неизвестным, пока в 2012 году произведение Шарля Сантуара де Варена вновь не оказалось в поле зрения искусствоведов. Картина также является парной к работе "Бивуак польских войск в ландшафте" из собрания ГМЗ "Петергоф".Парные полочки-консоли с фигурами обезьян выполнены в начале XX столетия в технике резьбы по дереву и являются копиями с оригиналов XVIII века лепных гипсовых полочек-консолей, украшавших стены Фарфорового кабинета Катальной горки в Ораниенбауме. Подлинные были изготовлены итальянскими лепщиками Альберто Джанни и Гаятано Спинелли по замыслу Антонио Ринальди в 1765-1766 годах.
Во время Великой Отечественной войны пострадала значительная часть лепного декора Катальной горки, в том числе и данные предметы. Именно эти полочки-консоли послужили моделями для воссоздания ключевых декоративных лепных элементов при реставрации Фарфорового кабинета в 1950-х годах. Однако тогда они принадлежали частному коллекционеру, который приобрёл их у потомков семьи скульпторов Микешиных, и предоставлены сотрудникам музея лишь на время реставрационных работ. Только в настоящее время появилась возможность пополнить музейный фонд этими произведениями, которые в дальнейшем смогут послужить моделями для реставрации знаменитого памятника архитектуры – Катальной горки в Ораниенбауме.

25.12.2013

ГМЗ "Петергоф" сообщает всем заинтересованным лицам, что договорная кампания с туристическими фирмами заканчивается 31 января 2014 года

23.12.2013

Распоряжением Правительства Российской Федерации генеральному директору ГМЗ "Петергоф" Елене Кальницкой присуждена премия за цикл работ в области изобразительного искусства и дизайна 

21.12.2013

21 декабря в Сочинском художественном музее торжественно открылась выставка ГМЗ "Петергоф" "Воспитание телесных сил. Спорт и семья Романовых"

21.12.2013

В канун Нового года в парке "Александрия" в музее "Коттедж" прошли праздничные мероприятия "Музыка в музее"