En
En
25.11.2019
Петергоф готовит экспонаты к выставке в Германии

25 ноября в Петергофе состоялся первый этап упаковки музейных предметов, планируемых к представлению на выставке в Германии. Экспозиция "Царские коллекции. Раритеты Петергофа" откроется 14 декабря во дворце Шецлера, Аугсбург, под эгидой программы "Русские сезоны в Германии"

Из 176 экспонатов прессе продемонстрировали процесс упаковки портрета императрицы Елизаветы Петровны, миниатюрного эмалевого портрета Петра I, напрестольного Евангелия и шпалер Банного корпуса.

Приветствуя журналистов, генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкая отметила, что "Дворец Шецлера - вполне родственный петергофскому. Это роскошный, изысканный дворец с вполне сохранившимися интерьерами примерно того же времени. Нам нравится, что вещи попадут не в выставочную обстановку, а в "живые" интерьеры. Вторая немаловажная деталь - один из первых архитекторов Петергофа, чья творческая воля проявилась в Монплезире, Марли, Эрмитаже и Большом дворце, Браунштейн также родом из современной Баварии". 

Экспонаты, отобранные для выставки в Аугсбурге, продемонстрируют взлет русской культуры, произошедший в XVIII веке вследствие интенсивного освоения отечественными мастерами европейского художественного опыта. Искусство российских мастеров-серебряников будет представлено на выставке собранием редких произведений из драгоценных металлов и эмалей.

Н.Б. Буланая, заведующая отделом "Музей особая кладовая", рассказала СМИ о двух особенных экспонатах выставки: напрестольном Евангелии, напечатанном по повелению Екатерины II в 1773 году, и миниатюрном портрете Петра Великого кисти француза Шарля Буата (1663-1727). Петергофское евангелие украшено живописными медальонами из мастерских Ростова Великого – одного из знаменитых центров русского эмальерного искусства. Серебряную оправу портрета Петра Великого изготовили отечественные мастера гораздо позже самой миниатюры - в 1840-х годах.

В присутствии журналистов со стен Ассамблейного зала Банного корпуса специалисты демонтировали четыре шпалеры, вытканные в 1720-1740 годах на Петербургской шпалерной мануфактуре. Эти работы - одни из первых произведений такого рода, созданных российскими мастерами под руководством представителей знаменитой французской мануфактуры Гобеленов. По словам хранителя фонда тканей ГМЗ "Петергоф" М.И. Казнаковой, шпалеры с названием "Индии" являются интерпретацией французской серии гобеленов "Индийские ковры". Именно их преподнесли в дар Петру I во время его визита на мануфактуру Гобеленов в 1717 году.

Одним из самых захватывающих моментов пресс-тура стал демонтаж портрета Елизаветы Петровны из Туалетного зала Большого петергофского дворца. Портрет, выполненный в 1760 году Карлом Ван Лоо, придворным художником французского короля Людовика XIV, чрезвычайно редко покидает стены дворца. Как отметила О.Е. Каяндер, хранитель фондов "Живопись" и "Акварель" ГМЗ "Петергоф", этот изящный по живописи портрет был написан, скорее всего, с миниатюры и передает не действительные черты 51-летней императрицы, а ее образ.

Экспонаты бережно упаковывают в несколько слоев бумаги, плотного пластика, прокладывают пузырчатой бумагой, пенопластом и помещают в деревянный кофр. Шпалеры будут перевезены в Германию накатанными на специальные валы. На свои места личные вещи российских правителей, костюмы и парадные портреты, предметы из убранства дворцовых интерьеров вернутся после 14 марта 2020 года, когда завершится выставка в Аугсбурге.