вход в парк Ораниенбаум с Александровской улицы закрыт по техническим причинам

!
En
En

Дата постройки Царицына павильона: 1842-1844 гг.

Дата постройки Ольгина павильона: 1846-1848 гг.

Архитектор: Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)

Царицын павильон был построен архитектором А. И. Штакеншнейдером для императрицы Александры Федоровны во время благоустройства территории южнее Верхнего сада. Тогда "искусством и трудом" на месте огромного Охотничьего болота создали проточный пруд с двумя островами, на которых построили два павильона, сначала Царицын, затем Ольгин. Первый из них архитектор оформил в модном в то время "помпейском духе". Он должен был воспроизводить облик древнеримских домов, открытых при раскопках Помпеи. Непохожий на сооружения предшествующего столетия, он внёс "романтичную ноту в архитектурную симфонию Петергофа". Александра Федоровна любила отдыхать здесь от утомительных дворцовых церемоний.

Экзотические древнеримские названия интерьеров – экседра (комната с тремя нишами), атриум с бассейном и фонтаном, предназначавшиеся в помпейском доме для отдыха, триклиний (столовая), ойкос (гостиная) буквально заставляют мечтать об Италии и посещении Помпей. Об этом легендарном городе напоминает подлинная помпейская мозаика, искусно вмонтированная архитектором в пол Столовой. Мебель, осветительные приборы и другое убранство для Царицына павильона изготавливали по древнеримским и древнегреческим образцам. Обилие полированного цветного камня и мрамора разных оттенков – одна из главных особенностей павильона. Из этого материала выполнены колонны, камины, мозаичные полы и столики.

В античном духе создавалась яркая красочная роспись стен и потолков павильона. Даже сервиз для завтраков и полдников выполнен в стиле античной керамики, найденной в Помпеях, и назван «Этрусским». О том, что павильон стоит на острове, напоминает чайный «Коралловый» сервиз, предметы которого украшены стилизованными веточками кораллов. В технике краснофигурной вазовой живописи выполнены письменные приборы, представленные в Кабинете Александры Федоровны. Память об императрице хранят здесь каминные часы, пресс-папье, статуэтки, книги и две старинные, загадочно мерцающие, витые мраморные колонны, украшенные византийской мозаикой. Они придают Кабинету восточный колорит, напоминавший императрице о берлинском празднике 1821 года, где она выступала в роли восточной красавицы Лалы-Рук. В Царицыном павильоне находится прекрасное собрание мелкой бронзовой пластики, привезенной в XIX веке из Германии и Франции и включающей не только копии с античных оригиналов, но и оригинальные работы мастеров XVIII-XIX веков. Среди них Нимфы, Вакханки, Амуры, Венеры, Дискоболы, Аполлоны, Купальщицы, воспевающие красоту, негу и чувственную радость.

Обстановка Царицына павильона создавала для императрицы Александры Федоровны мир близкий ей и понятный, воплощавший ее представления об идеальном. Это был образ Италии – страны грез и мечтаний.

Ольгин павильон – подарок императора Николая I своей дочери, великой княжне Ольге Николаевне, ко дню её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским. Павильон построен в стиле загородных вилл острова Сицилии, в столице которого, Палермо, решился вопрос о браке великой княжны.

Павильон представляет собою трёхэтажную башню с террасой и лестницей, спускающейся прямо к воде. Когда-то сюда причаливали лодки, гондолы и паром. Гладкие стены павильона оживлены барельефами, балконами, нишами с мраморными бюстами, оригинальными дождевыми стоками в виде крылатых драконов. Башня, плавные извилистые дорожки с высаженной вдоль них земляникой, деревья, кусты сирени, барбариса, жасмина, лужайки и цветы, – весь ансамбль небольшого Ольгина острова создавал ощущение безмятежности и покоя. Иллюзию райского сада, где человек находится в гармонии с самим собой, поддерживали гуляющие по острову павлины.

Внутренняя отделка Ольгина павильона довольно сдержанна, но не лишена изысканности: скромные лепной и живописный орнаменты, паркетные полы, мраморные камины. На первом этаже Столовая, где царственное семейство устраивало завтраки и полдники, во время которых пили кофе, "кушали чай". Императрица и Ольга Николаевна предпочитали кофе, а Николай Первый любил чай, и, по воспоминаниям Ольги, "…ел к нему иногда солёный огурец". Круглый стол около камина сервирован предметами из приданого Ольги Николаевны. Это салфетки из отбелённого льна, столовое серебро, фарфоровый и серебряный столовые сервизы. Приданое, перечень которого занимал десятки страниц, соответствовало рангу и достоинству русской великой княжны. Ольга Николаевна была настоящей красавицей, что подтверждает портрет, написанный в Палермо в 1846 году художником П. Орловым. О счастливых днях отдыха на Сицилии напоминают в Столовой картины с видами Италии.

Пейзажи "страны грёз" украшают и Кабинет Ольги Николаевны, оформленный без лишней помпезности – дочери Николая I воспитывались в спартанской простоте. На рабочем столе Кабинета письменные принадлежности, среди которых мозаичный пресс с изображением сицилийского герба. На отдельном столике шкатулка для рукоделия. Царские дочери хорошо вышивали, кроме того, они умели музицировать, их обучали рисованию, пению, танцам, верховой езде.

На третьем этаже павильона находится Кабинет Николая I, оформленный скромнее, чем интерьеры дочери, и украшенный скульптурным портретом самого императора работы Ивана Витали, а также гравюрами, изображающими города Италии, в которых бывал отец великой княжны.

С верхней террасы павильона открывается прекрасный вид на Петергоф и его окрестности. Отсюда просматривается Бельведер, напоминающий древнегреческий храм, и пятиглавая церковь Благоверной царицы Александры, построенные на Бабигонской возвышенности архитектором А. И. Штакеншнейдером по указу Николая I, для которого Петергоф всегда был любимым местом летнего отдыха.