Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи. 

!
En
En

Павильон "Эрмитаж" открыт после двухлетней реставрации

Дата постройки: 1721-1725 гг.

Архитектор: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны)

В XVIII веке в среде состоятельных европейцев распространилась мода на строительство особых павильонов, называвшихся "Эрмитаж" или "место уединения". Они представляли собой двухэтажные постройки; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья. В России первый Эрмитаж был создан в Петергофе по указу Петра I. Он построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Сама идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы, где он впервые увидел подобные строения. Петергофский приморский павильон послужил прототипом всех русских "эрмитажей", построенных впоследствии.

Строительство поручили архитектору И. Браунштейну. Работы начались в 1721 году и завершились уже после смерти Петра. Небольшое двухэтажное здание павильона покоится на массивном подножии-стилобате и окружено глубоким, широким рвом. Ров наполнялся водой, и в первой половине XVIII века через него был перекинут разводной мост. Легкость и воздушность фасадам придают огромные стеклянные окна-двери, благодаря которым дворец кажется прозрачным.

Слугам был отведен нижний этаж с двумя Чуланцами, Кухней и Буфетной, где они готовили и подогревали изысканные кушанья для застолий, организованных в верхнем Зале. Раскладка готовых блюд и сервировка эрмитажного стола на 14 человек происходила в Буфетной, занимающей центральное положение на первом этаже павильона. Главным экспонатом Буфетной является подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги. В Буфетную через овальный проем опускалась со второго этажа центральная часть стола, после сервировки поднимавшаяся слугами наверх. Эта затея пришлась по вкусу, и на протяжении XVIII столетия здесь часто "забавлялись и изволили кушать".

В Зал второго этажа гости попадали с помощью своеобразного лифта – подъемного кресла. Но в 1797 году, во время пребывания в Эрмитаже императора Павла, один из тросов кресла оборвался. Велено было подъемное устройство уничтожить и соорудить лестницу, существующую до сих пор.

Оформление единственного Зала второго этажа завораживает. Из его огромных окон на четыре стороны света, создавая эффект круговой перспективы, открываются виды на залив с Кронштадтом и парк с убегающими вдаль аллеями. Стены ярким ковром покрывают 124 картины, разделенные только золоченым багетом. Собрание живописи первого российского Эрмитажа состоит из произведений ведущих художественных школ Европы XVII-XVIII вв. В основном, коллекция представлена полотнами мастеров голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской школ. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это "Полтавская баталия" работы неизвестного русского художника.

Впечатление производит и роскошно накрытый стол, по которому плывут на парусах торты–корабли, взлетают вверх струи сахарных фонтанов, аппетитно румянятся кулебяки. Здесь любила устраивать вечерние кушанья Екатерина I и ее дочь Елизавета Петровна. Часто посещала Эрмитаж и Екатерина II, придавая своим эрмитажным собраниям интеллектуальный блеск. При ней в Эрмитаже обсуждали важные государственные дела, устраивались литературные салоны. Так, однажды вечером в 1796 году здесь, в присутствии императрицы, читал свою комедию "Бригадир" Д. И. Фонвизин, прозванный позже А. С. Пушкиным "сатиры смелым властелином".

Пострадавший во время немецкой оккупации, павильон "Эрмитаж" в 1952 году стал первым музеем Петергофа, после войны открывшим свои двери для посетителей.

Вход в музей