Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи. 

!
En
En

Даты постройки Банного корпуса: 1865-1866 гг.. Архитектор Эдуард Львович Ган (1817-1891)

Даты постройки Мыльни: 1800 г. - архитетор Джакомо Кваренги (1744-1817); 1866 г. - архитектор Э. Л. Ган.

Даты постройки Ассамблейного зала: 1726-1732 гг. - архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), 1747г. - архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

Даты постройки Тафельдекерской, Кухни, Кофишенской: 1748-1750 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.

Музей находится на территории Монплезирского ансамбля и представляет собой комплекс зданий парадного и бытового назначения, построенных в разное время с восточной стороны Монплезирского сада. Самая ранняя постройка, относящаяся к петровскому времени, – Гостевые покои или "Покои для Фамилии", примыкающие к зданию "Монплезира". В Гостевых покоях размещали родственников и приближенных императора. Здесь можно осмотреть одну из комнат, предназначавшихся для царских гостей, а также ознакомиться с особыми петровскими "Пунктами о Петергофе" – правилами, которые посетители должны были соблюдать.

К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров. Она находится на месте первой деревянной бани, построенной для Петра I. Записи поденных журналов сообщают, что в монплезирской бане царь не только мылся, но и проводил традиционные медицинские манипуляции, как то: принимал лекарство из толченых червей и мокриц, "пущал кровь". В Мыльне посетителей ждет водяная забава, которую они смогут увидеть в действии.

Каменное здание Банного корпуса было построено во второй половине XIX века для супруги императора Александра II Марии Александровны. Императрица, страдавшая болезнями легких, принимала различные процедуры по модной в то время в Европе системе водолечения. Банный корпус включает в себя Паровую – традиционную парную с печкой-каменкой, на которой вместо камней сооружена пирамида из чугунных ядер. Рядом с парной находится помещение, где императрица принимала теплые ванны и ванны из отваров целебных трав. Для холодных водных процедур предназначался отдельный зал – Холодная ванная, интересным экспонатом которой является душ, замаскированный под нарядную люстру из бронзы и стекла, украшенную гроздьями винограда и цветками вьюнка.

Возле Банного корпуса на берегу Финского залива для императрицы был разбит миниатюрный пейзажный садик, позже названный "Китайским". На небольшом пространстве сада расположены петляющие между цветочных клумб дорожки, извилистый ручеек, с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, небольшой каскад и фонтаны – самые поздние в Нижнем парке по времени создания. С южной стороны к Банному корпусу примыкает комплекс зданий, состоящий из парадного Ассамблейного зала, Тафельдекерской, Кухни и Кофишенской.

Ассамблейный зал получил название в память о знаменитых петровских ассамблеях. Построенный на месте петровских Поваренных палат архитектором Ф. Б. Растрелли, он предназначался для торжественных обедов. Стены зала украшают уникальные шпалеры, вытканные русскими мастерами в Петербурге в первой половине XVIII века и воспроизводящие сюжеты "индийских гобеленов", полученных в подарок Петром Iпри посещении Франции в 1717 году. Стол в центре зала накрыт предметами из Вседневного сервиза, выполненного на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII-начале XIXвв.

Посуду и столовое белье хранили в Тафельдекерской, куда кушанья подавались для сервировки через раздаточное окно из Кухни, оборудованной русской печью и плитами с вытяжными шатрами для удаления дыма. Здесь представлена уникальная кухонная утварь XVIII-XIX вв., и именно здесь знаменитые повара готовили изысканные кушанья для царского стола. А в соседней Кофишенской, где можно полюбоваться коллекцией старинных самоваров, готовили чай, кофе и горячий шоколад.

Несмотря на то, что здания комплекса строились в разное время, стилистически они составляют единый ансамбль с дворцом "Монплезир". Банный корпус – уникальный музей, он дает посетителям редкую возможность познакомиться с бытовой стороной жизни императорского двора.

Вход в музей