Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи. 

!
En
En
Павильоны на островах Колонистского парка
окончание строительства Царицына павильона на одноименном острове Ольгиного пруда в Колонистском парке
Николай I дарит своей средней дочери великой княгине Ольге Николаевне Ольгин павильон к ее свадьбе с принцем Карлом Вюртембергским
постановка балета
1844
1846
1897

История Островов

Дата формирования ансамбля: 30-40 –е гг. XIX в.

Архитектор А. И. Штакеншнейдер, садовод П. И. Эрлер.

Великолепные ансамбли Ольгина и Царицына островов были созданы в 30-40-х годах XIX века по распоряжению императора Николая I для его супруги Александры Федоровны и дочери Ольги. Разнообразные по художественному оформлению и эмоциональному воздействию, они и сейчас никого не оставляют равнодушными. Их авторы, архитектор А. И. Штакеншнейдер и талантливый садовод П. И. Эрлер, создали на небольших искусственных островах Ольгина пруда уютные сады с павильонами, напоминающими виллы античных Помпей и южно-итальянские загородные дома XVIII века.

Прогулку по Царицыну острову можно начать с осмотра цветников. Большая мраморная скамья, украшенная скульптурными изображениями античных богов: Юпитера, Геры, Цереры и Флоры, отделяет садик перед южным фасадом Царицына павильона от береговой полосы. Между скамьей и павильоном разбит цветник, в центре которого находится фонтан с мраморным бассейном, а в чаше фонтана – статуя Нарцисса, любующегося своим прекрасным отражением в воде.

Трогательный в своей непосредственности "Молящийся мальчик", установленный в нише павильона, – римская копия с греческого оригинала IVв. до н.э., найденная на острове Родос. В XVIII веке эту скульптуру приобрел прусский король Фридрих Великий, а одна из копий в XIX веке украсила южный фасад Царицына павильона.

Императрица Александра Федоровна очень любила цветы и увлекалась их разведением. Особенно много цветов перед северным фасадом павильона в Собственном садике, в том числе – розы старинных сортов, которые выращивали в XIX веке. Часть этих роз в честь 300-летнего юбилея Петергофа была привезена из Германии и посажена баронессой Клотильдой фон Ринтелен – правнучкой императора Александра II и, одновременно, прапраправнучкой А. С. Пушкина. Неизменными атрибутами сада на острове были растения, выставляемые в горшках и мраморных вазах. В кадках держали ландышевые деревья, маслины, бананы, агавы, лавровые и померанцевые деревца. Цветочное убранство в течение лета трижды менялось.

О давно ушедших временах напоминает руина из мраморных обломков, а самым необычным украшением Царицына острова является таинственно мерцающая пятиметровая колонна из стеклянных трубочек синего и белого цветов, увенчанная золоченой скульптурой "Девочка, кормящая попугая виноградом".

Павильон использовался царской семьей только в летнее время. На остров переправлялись на лодках или специальном пароме. Здесь устраивались чаепития, полдники, ужины, пышные праздники, а на соседнем Ольгином острове – театральные представления. Сегодня Царицын и Ольгин острова соединяются деревянным мостом.

Ольгин остров – ещё одно воплощение мечты об Италии. Трехэтажное здание в стиле южно-итальянской виллы должно было напоминать Ольге Николаевне о сицилийском путешествии, во время которого, в Палермо, она познакомилась со своим будущим мужем принцем Вюртембергским. Здание в виде трёхэтажной башни на высоком цоколе будто вырастает из воды. На его плоской крыше устроена терраса, с которой открывается замечательный вид на Колонистский и Луговой парки. Пасторальный усадебный характер ансамблю острова с павильоном придают кустарниковые и древесные посадки, цветочные клумбы, земляничные обрамления плавно изгибающихся дорожек, павлины и фазаны в вольерах. Об Италии напоминают нежная "Венера, снимающая сандалию", отлитая по оригиналу скульптора И. Витали, и итальянская гондола – подарок Венеции. Самая первая гондола появилась здесь ещё в 1846 году. Лодки и гондолы на зеркальной глади пруда, итальянская музыка и пение, великолепная иллюминация и огни фейерверка, - все это создавало удивительный образ "итальянского" уголка Петергофа.