Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи. 

!
En
En

1 этап постройки: 1826-1829, архитектор А. А. Менелас (1753-1831)

2 этап постройки: 1841-1842, архитектор А. И. Штакеншнейдер (1802-1865)

В середине XVIII века увлечение Средневековьем, связанное с началом романтического движения в Англии, быстро распространилось по всему миру и дало жизнь новому стилю – неоготике. Коттедж – главная постройка парка "Александрия" – выполнен именно в этом стиле.

Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа "сельский домик" в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик.

В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье "Александрией". Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в "Александрии" были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Даже герб "Александрии", придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За веру, царя и отечество". Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в Коттедже.

В начале сороковых годов XIX века архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово. В нише северной стены дворца находится скульптура "Мадонна с младенцем" работы И. П. Витали.

Неоготический стиль проявился не только в архитектуре, но и в убранстве интерьеров. Характерный готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. А. Неффа, Ф. А. Моллера.

Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. В стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, увитую гирляндой с 25 розами, по числу счастливых лет, прожитых вместе. О том, что семья занимала важное место в жизни императора, напоминают скульптурные портреты супруги и детей в его Кабинете.

Коттедж – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а "мужем петергофской помещицы", а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она "была счастлива, как нигде больше".

Вход в музей