En
En
18.09.2018
Премьера проекта "Хранить вечно", посвященного 100-летию музеев-заповедников

18 сентября в ЦВЗ "Манеж" состоялась премьера музейно-театрального проекта "Хранить вечно", посвященного 100-летию создания пригородных музеев в бывших императорских резиденциях Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села. 

Почетными гостями церемонии открытия стали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Л.П. Совершаева, и.о. губернатора Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов, заместитель Министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Были зачитаны приветствия Президента РФ Владимира Путина и Министра культуры РФ Владимира Мединского, а также поздравление от Союза музеев России.

"Хранить вечно" - авторское произведение художественного руководителя БДТ имени Г.А. Товстоногова А.А. Могучего, который "переплавил" собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Полтора года над выставкой-спектаклем работали свыше 300 человек – сотрудники музеев, бутафоры, реквизиторы, костюмеры, художники, музыканты. Автором художественной концепции проекта выступила Вера Мартынов, лауреат театральной премии "Золотая маска" и госпремии в области современного искусства "Инновация". Над музыкальным сопровождением работал петербургский композитор Владимир Раннев, также в проекте использованы фрагменты из произведений Олега Каравайчука.

Выступая на открытии А.А. Могучий признался, что за год работы над проектом "узнал, наверное, больше, чем за всю свою ленинградскую жизнь. История музеев – невероятная, потрясающие люди ее делали. И только сейчас начинаешь понимать масштаб этой деятельности и масштаб людей".

"Биография" музеев-заповедников рассказана именно через призму личной истории. В основе сюжета – дневник вымышленного персонажа Ольги, ее озвучивает народная артистка СССР А.Б. Фрейндлих. Именно голос героини сопровождает посетителей выставки-спектакля на протяжении долгого путешествия во времени. Героиня родилась в Царском Селе, работала экскурсоводом в Петергофе, как хранитель эвакуировала вещи из Павловского дворца, занималась восстановлением Гатчины после войны. Действующие в ее дневнике лица – реальные люди: сотрудники музеев, участники исторических событий.

В соответствии с замыслом режиссера проекта А.А. Могучего, факты музейной истории трансформированы в театральные мизансцены, соответствующие различным временным периодам. Из анфилады "золотых" императорских залов зритель попадает в советский парк культуры и отдыха, затем к мемориалу 1930-х годов, где "навечно" установлены таблички с именами утраченных предметов и репрессированных музейщиков. Вместе с главной героиней посетитель становится участником масштабной эвакуации коллекций в начале войны и свидетелем катастрофических разрушений и потерь, которые перенесли музеи-заповедники в 1941-1945.

"Театрализация музейного пространства как прием – в какой-то степени уже давно существует в Европе. Сегодня у человека буквально "в кармане" огромное количество информации. Но современному человеку не хватает чувств, осмысления действительности. И именно поэтому нужна ситуация, когда музейный предмет оказывается не в витрине, а в привычной среде", – так объяснила музейно-театральный эксперимент генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкая.

В театральных "декорациях" Манежа действительно более двухсот предметов из собраний ГМЗ "Гатчина", "Павловск", "Петергоф" и "Царское Село". Петергофская коллекция представлена на выставке картинами европейских мастеров XVIII-XIXвека, предметами мебели по проекту В.П. Стасова из мастерской Г. Гамбса, бронзовыми французскими и русскими часами первой половины XIXвека, фарфором из знаменитого Банкетного сервиза (ИФЗ, 1847-1853).

В пространстве "Руины", повествующем о драматичной военной истории музеев-заповедников, зрители увидят прежде не экспонировавшиеся предметы из запасников ГМЗ "Петергоф": подлинные фрагменты металлического убранства дворца Марли, исковерканные снарядами скульптуры В.И. Демут-Малиновского, некогда украшавшие Готическую капеллу в Александрии, обломки капители разрушенного Английского дворца в Петергофе.

Столетний путь всех четырех музеев-заповедников, во многом схожий, во многом ярко индивидуальный, вобрал в себя перипетии сложного и бурного ХХ столетия.

Проект можно будет увидеть в "Манеже" до 8 октября.