En
En

ХРАНИТЬ ВЕЧНО

Музейно-театральный проект к 100-летию создания музеев в бывших царских резиденциях
С 19.09.2018 по 07.10.2018

19 сентября в Центральном выставочном зале "Манеж" будет дан старт музейно-театральному проекту "Хранить вечно", посвященному 100-летию превращения бывших пригородных императорских резиденций "Гатчина", "Павловск", "Петергоф" и "Царское Село" в общедоступные музеи. Проект можно будет увидеть в "Манеже" до 8 октября.

"Хранить вечно" — биография четырех пригородных музеев, рассказанная языком современного театра.

После октябрьского переворота началась национализация царского имущества, среди которого особое значение имели петербургские императорские дворцы и загородные резиденции, построенные лучшими зодчими своего времени и наполненные уникальными художественными коллекциями. Преобразование дворцов в музеи стало важнейшим проектом молодого Советского государства, реализованным на рубеже эпох и культур.

Столетний путь всех четырех музеев-заповедников, во многом схожий, во многом ярко индивидуальный, вобрал в себя перипетии сложного и бурного ХХ столетия. За прошедший век тысячи людей вложили — и продолжают вкладывать — силы, знания и душу в развитие пригородных резиденций.

Инициаторами проекта выступили руководители четырех музеев-заповедников: Василий Юрьевич Панкратов, ГМЗ "Гатчина", Вера Анатольевна Дементьева, ГМЗ "Павловск", Елена Яковлевна Кальницкая, ГМЗ "Петергоф", Ольга Владиславовна Таратынова, ГМЗ "Царское Село".

Их намерение совместно рассказать жителям и гостям города музейную историю пригородов поддержали почетные граждане Санкт-Петербурга Даниил Александрович Гранин и Михаил Борисович Пиотровский. Заинтересованное участие в реализации проекта приняли губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко и председатель Комитета по культуре Константин Эдуардович Сухенко. 

Для реализации поставленной задачи руководители музеев-заповедников обратились к петербургскому режиссеру — художественному руководителю Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова Андрею Могучему, пригласив его "переплавить" собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Художником-постановщиком выступила Вера Мартынов, лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска" и Государственной премии в области современного искусства "Инновация". Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев. Голосом проекта стала Алиса Фрейндлих.

Так родился во многом экспериментальный музейно-театральный проект "Хранить вечно" — авторское произведение на документальной основе. Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль, в котором ожили страницы трагического и триумфального столетнего пути музеев-заповедников "Гатчина", "Павловск", "Петергоф" и "Царское Село".

Театральные декорации сформировали исторические пространства разных периодов: из бывших царских резиденций зритель попадает в советский парк культуры, становится участником масштабной эвакуации коллекций начала войны, вместе с ними проходит долгий путь к победе. Доминантой экспозиции становятся триумфальное возрождение дворцов из пепла и их дальнейший путь в современность.

Важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев-заповедников. В повествовании органично сочетаются свет, звук, мультимедиа, создавая в итоге экспериментальное инновационное произведение, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя.

Научную основу проекта "Хранить вечно" обеспечили сотрудники музеев-заповедников.

Календарь событий
Ораниенбаум
Александрия