En
En
07.12.2018
Открытие выставки "Голландский домик. Сны Петра Великого"

7 декабря в Белом зале Большого петергофского дворца открылась выставка "Голландский домик. Сны Петра Великого", подготовленная ГМЗ "Петергоф" совместно с Фондом "ПРО АРТЕ" в рамках 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге и Датского культурного института. В церемонии приняли участие Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ "Петергоф", Елена Федоровна Коловская, руководитель Петербургской биеннале музейного дизайна, директор Фонда "ПРО АРТЕ", АрнеКворнинг (Kvorning Design & Communication, Дания), дизайнер выставки и заместитель генерального консула Нидерландов в Санкт-Петербурге Ивар Схеерс.

Елена Яковлевна Кальницкая выступила перед гостями на открытии выставки: "Монплезир – знаковый и значимый дворец нашего комплекса, дворец на море, символ победы над шведами. Но это летний дворец. Только сейчас, благодаря выставке, публика увидит потрясающие вещи из петровского собрания, которые зимой находятся в запасниках".

Елена Федоровна Коловская, отметила, что "Сны Петра Великого" - главный проект Петербургской биеннале музейного дизайна: "это выставка самая сложная, амбициозная и энигматичная". Успех проекта объясняется двумя причинами: "прежде всего - идея, предложенная музеем, в основе которой лучшая коллекция Петергофа, доступная в таком необычном формате", и, во-вторых, дизайнерская концепция – "павильоны сна", придуманная датским дизайнером Арне Кворнингом и осуществленная в совместном производстве с выставочным отделом ГМЗ "Петергоф".

Ивар Схеерс поблагодарил организаторов выставки, которая "перенесет нас во времени, когда Петр I в августе 1697 года впервые побывал в Голландии. Это то время, когда он вдохновился Нидерландами и полным идей вернулся в Россию".

Куратор выставки, заведующий выставочным отделом ГМЗ "Петергоф", Екатерина Андреева рассказала об основной идее проекта: "Петр Великий, будучи ярым противником суеверий, тем не менее записывал свои сны. Эти записи дошли до нас, впервые они были опубликованы в 1885 году. Сны Петра I курьезны, они наполнены символами и аллегориями, в основе которых, безусловно, лежит культура барокко и философские учения конца XVII– начала XVIII веков. Эти сны, конечно, не может увидеть человек XXI столетия, и в этом отношении они являются маркером времени".

По словам Марины Брюхановой, куратора выставки, хранителя фондов "Стекло" и "Керамика" ГМЗ "Петергоф", подбор вещей для выставки был "предметом творчества". Главные экспонаты находятся на сцене – подлинные вещи императора, ему принадлежавшие и происходящие из убранства дворца Монплезир: шелковый халат и ночной колпак. В той же витрине представлена уникальная китайская ширма первой четверти XVIII века, которой посвящен отдельный мультимедийный проект.

Дизайнер выставки Арне Кворнинг, архитектор, сценограф, директор и основатель компании KvorningDesign & Communication (Дания), отметил "отличную кооперацию в работе над концепцией выставки, ведь зачастую с музеями сложно работать, так как они не знают, какой результат хотят получить. В данном проекте Петергоф как раз тот музей, который четко представлял, что он хочет показать зрителям".

Особое очарование выставочному пространству придают 49 фарфоровых тюльпанов, созданных петербургской художницей Анной Волковой, много лет проживающей в Амстердаме. Каждый тюльпан сделан вручную, их отражение в зеркалах создает эффект бескрайнего цветочного поля. 

ФОТОАЛЬБОМ ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ