1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En

Поезд идет на восток

Выставка посвящена 115-летию постройки Китайско-Восточной железной дороги
С 13.11.2018 по 31.03.2020
Александрия

Государственный музей-заповедник "Петергоф", Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I и Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации открывают совместную выставку, посвященную юбилею Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

В этом году исполнилось 115 лет с момента начала эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – важнейшей составной части Транссибирской магистрали. Эта железная дорога стала первым крупным инфраструктурным проектом, прочно связавшим Россию и Китай. Особенностью данной магистрали стало то обстоятельство, что она была проложена через труднодоступную местность, что потребовало сооружения большого количества сложнейших инженерных сооружений – тоннелей, мостов, паромных переправ. При строительстве КВЖД российскими инженерами были применены смелые технические решения, позволившие справиться со сложными природными условиями.

Китайско-Восточная железная дорога была своего рода "государством в государстве", обладавшим своей собственной территорией общей площадью 114 тыс. га, на которой находились железнодорожные пути, станции с административными зданиями и вспомогательными постройками, подвижным составом и обслуживающим персоналом. Дорога имела свою законодательную (Правление КВЖД) и исполнительную власть (Управление КВЖД), верховного начальника в лице её управляющего Д.Л. Хорвата, свои министерства (Земельный отдел, Технический отдел, Военный отдел, Служба тяги, Служба пути и др.), свою армию и полицию (Заамурский округ пограничной стражи), свою судебную систему, образование и здравоохранение, а также собственные почту, телеграф и пароходство.

Огромное значение имело строительство Китайско-Восточной железной дороги для освоения малонаселенных районов и развития промышленности Китая, роста городов в Маньчжурии, и в первую очередь для основания города Харбина. 23 апреля 1898 г. инженер путей сообщения А.И. Шидловский от имени Управления КВЖД заключил договор на приобретение земельного участка под городское строительство в поселке на берегу реки Сунгари. Этот день стал днем основания города Харбина, в котором жили строители и инженеры КВЖД, находилось Управление и другие учреждения дороги. В строительство города, отмечающего в 2018-м году свой 120-летний юбилей, был вложен огромный труд русских архитекторов, инженеров и строителей. Харбин – город, построенный на территории Китая, по своему составу долгие годы был русским. Он стал подлинной "столицей" этой железной дороги и одним из важнейших экономических и культурных центров современного северо-восточного Китая.

Деятельность Китайско-Восточной железной дороги неразрывно связана с личностью его первого управляющего – генерал-лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата. В архиве ГМЗ "Петергоф" хранится личный фонд этого незаурядного государственного деятеля, который возглавлял железную дорогу долгие 15 лет, с 1903 по 1918 годы. Это выдающийся администратор и инженер приложил огромные усилия для того, чтобы наладить работу железной дороги и организовать деятельность большого коллектива железнодорожных служащих, оказавшихся в далеком Китае.

На посту управляющего дорогой Д.Л. Хорват стремился к тому, чтобы материальные, духовные и культурные потребности представителей всех национальностей, населявших Харбин, были удовлетворены максимальным образом. Для церковных зданий различных вероисповеданий в городе отводились те земельные участки, о которых просили сами верующие, а правление дороги активно помогало в строительстве этих культовых зданий. Большое распространение благодаря заботам Хорвата получили различные национальные общественные организации с правом проведения собраний, спектаклей и различных мероприятий на родном языке. Благодаря организаторскому таланту и умению ладить с местным китайским населением генерала Хорвата, зону отчуждения КВЖД до революции современники называли "счастливой Хорватией". В этом году также отмечается 100-летний юбилей его деятельности на посту управляющего Китайско-Восточной железной дороги.

Отмечая заслуги генерала Д.Л. Хорвата, мы воздаем дань памяти человеку, посвятившему свою жизнь экономическому и культурному развитию этого региона Китая и много сделавшему для установления дружественных отношений с местным населением. Не случайно, что надпись на памятнике генералу на русском и китайском языках характеризовала Хорвата как человека, руководствовавшегося словами известного китайского философа и мыслителя Конфуция о том, что "умение ладить с соседями — великий дар", а также, что "нельзя выгоду своей страны ставить выше моральных принципов и прав человека".

Выставка по истории Китайско-Восточной железной дороги представлена на 5 стендах и размещена возле Фермерского дворца, на территории парка Александрия ГМЗ "Петерго". На выставке всесторонне раскрыты следующие темы: история проектирования и строительства Транссибирской железной дороги; история создания и эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и строительства города Харбина; жизнь и деятельность управляющего КВЖД генерал-лейтенанта Д.Л. Хорвата.

На стендах выставки представлены фотографии государственных деятелей – инициаторов строительства Транссибирской и Китайско-Восточной железных дорог, а также начальников строительства, управляющих, инженеров и рабочих, чьим упорным трудом создавались эти магистрали. Также показаны уникальные фотографии из редких альбомов, где запечатлены основные инженерные сооружения железной дороги – вокзалы, станции, мастерские, мосты, пути, тоннели, переправы, построенные в короткие сроки в труднодоступной, малонаселенной местности. И главное, главными действующими лицами всей этой истории являются обычные люди – инженеры-строители железных дорог и железнодорожные служащие.  

БУКЛЕТ ВЫСТАВКИ "ПОЕЗД ИДЕТ НА ВОСТОК"

Календарь событий