14 сентября в связи со штормовым предупреждением закрыты все парки ГМЗ "Петергоф"! Работают только музеи, расположенные в Большом петергофском дворце и на Правленской улице Петергофа.

!
En
En
29.08.2021
В Москве состоялась презентация художественно-образовательного проекта, созданного в Петергофе

28 августа в рамках юбилея Всероссийского музея декоративного искусства в усадьбе графа Остермана в Москве руководители "Мастерской художественного проектирования" представили художественно-образовательный проект "Арт/экфрасис/махия или семантические борения в Петергофских парках" как итог трех творческих сессий в Петергофе московских художников и учащихся "Мастерской".

История петергофских практик "Мастерской" началась в 1999 году с проекта "memo-лётности", когда в Нижнем парке на короткое время появились инсталляции, объекты и перформансы, выстроенные художниками через ассоциации между увиденным в парке и произведениями искусства. Произведения не проектировались заранее, а создавались in situ – как антитеза штампам массового восприятия Петергофа, отсюда ироничный характер большинства работ первой практики. Вторая сессия состоялась в 2011 году и была в большей степени связана с парком Александрия: сквозь призму готического романа, созвучного по духу этому ансамблю, участники создали собственные символические тексты и образы, наполненные поэзией и фантазией.

Третий пленэр должен был пройти в 2019 году. Тогда генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкая поддержала предложенную Мастерской арт-сессию в формате образовательного проекта для детей и подростков. Из-за пандемии в третий раз Петергоф принимал участников Мастерской только в 2021 году, с 23 июня по 7 июля.

22 студента Мастерской под руководством арт-педагогов Татьяны и Николая Селивановых в парках и музеях Петергофа работали над творческими проектами, посвященными семантике дворцово-паркового ансамбля. Проект "Reflection" (или "Сны Полифила"), также, как и сессии 1999 и 2011, фокусировался на идее творческой интерпретации парка как семантического пространства, наполненного образами литературы, искусства и культуры.

По словам руководителя сессии Николая Селиванова, все три петергофских проекта основывались на экфрасисе – "встроенности произведений искусства друг в друга, отражении в отражении, картинке в картинке, сне, снящемся во сне". Два предыдущих проекта как бы "встраивались в новую картину" третьей практики.

В качестве исходного текста для разговоров об истории садово-паркового искусства художники использовали фабулу "Гипнэротомахии Полифила" – герметического романа эпохи Возрождения с бесконечным множеством разбегающихся смыслов. Проектные идеи, рожденные во время обсуждения романа, были зафиксированы в формате мейл-арта: на одной стороне – фантастический образ, на другой его описание, начинающееся словами "И снится Полифилу сон…" и заканчивающееся формулой "И Полифил уснул". Как и бесконечные сюжеты романа XV века, открытки студентов "Мастерской" сформировали единое произведение, бесконечное по количеству смыслов и их трактовок.

Помимо текстов участники сессии привезли сделанные в Москве объекты, которые по замыслу авторов должны были семантически встроиться в парковую образность. Мобильные стимпанковские образы из латуни и меди "парили" над Большим каскадом, зеркальные маски царей отражались в зеркалах Танцевального зала Большого петергофского дворца, возле недавно отреставрированного фонтана "Солнце" нашла свое место "Магия", а у дворца "Монплезир" появился "визуальный аттракцион" – "Кубик Рубика".

В течение двух недель ребята по 10–12 часов работали над своими проектами и сделали от 20 до 30 работ, включая литературную фабулу произведений. Важным этапом сессии стало общение с О.И. Васильевой, заведующим сектором "Парк Александрия" ГМЗ "Петергоф". Ольга Ильгизовна не только рассказала юным художникам об экосистеме парка, включающей растения, деревья, птиц и животных, но и поделилась возможными перспективами преображения парка – с проектом реставрации парковых перспектив.

В завершение сессии участники представили арт-объекты, видео и фото-документацию в Зеркальном зале Фрейлинского дома. Опыт творческой интерпретации петергофских парков может пригодиться и посетителям Петергофа. Николай Селиванов советует гулять по паркам Петергофа "с нехитрым инструментом для любования – небольшой рамкой, вырезанной из плотной бумаги. Она позволит совершенно иначе воспринимать окружающее пространство, позволит видеть «картину в раме»".