En
En
10.04.2019
Завершено воссоздание живописного убранства Церковного павильона Большого Меншиковского дворца

10 апреля в Большом Меншиковском дворце состоялось представление итогов воссоздания живописного убранства Церковного павильона. Семь икон, изображающих цикл Страстей Христовых, заняли свои исторические места в верхнем ярусе.

Выступая перед журналистами, главный архитектор ГМЗ "Петергоф" С.А. Павлов рассказал о реставрационных работах, проходивших в исторической летней церкви св. Пантелеймона и ее зимнего придела с 2009 года. Одна из главных проблем, с которой столкнулись реставраторы в процессе воссоздания интерьера, заключалась в утрате 39 живописных полотен, икон и уникального резного иконостаса, созданного в мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

М.А. Павлова, ведущий специалист по по изучению объектов культурного наследия ГМЗ "Петергоф", много лет занималась выявлением и изучением архивных материалов, необходимых для воссоздания образов иконостаса и стенных картин. В архивах сохранились немногочисленные фотографии, запечатлевшие фрагменты живописного убранства интерьера храма до его уничтожения в 1939 году.

В ходе анализа исторических фотографий живописи Церковного павильона было установлено, что оригинальные композиции четвертого и пятого ярусов, созданные в 1759 году по заказу великого князя Петра Федоровича "живописного и финифтяного дела" мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов, имели конкретный иконографический прототип. Это гравированные изображения из лицевых Библий, ввозимых из Западной Европы. 

В течение трех лет, с 2015 по 2018 год, художники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под руководством академика РАХ Ю.Г. Боброва работали над воссозданием живописного убранства.

По словам Юрия Григорьевича Боброва, работа художников - "это уникальный проект, потому что это и не реставрация и не воссоздание в прямом смысле, скорее это джазовая композиция, в которой нет нот. Потому что в качестве нот реставраторы используют остатки подлинного, либо серьезную документацию, которой в данном случае выступали черно-белые фотографии, описания и гравюра, по которым можно понять стиль, пластику, воздействие композиции". 

Привлечение широкого круга западноевропейских графических и живописных аналогов XVI-XVIII вв. позволили реставраторам максимально точно воссоздать иконографию и стилистику сложных сюжетных композиций верхних двух ярусов, детали которых практически не читались на исторических фотографиях.

С 27 апреля гости Большого Меншиковского дворца смогут во всей полноте увидеть живописное убранство бывшей Ораниенбаумской придворной церкви.