1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En
13.07.2018
Петергоф отметил 220-летие со дня рождения императрицы Александры Федоровны

13 июля 2018 года исполнилось 220-лет со дня рождения императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Множеством исторических нитей имя этой русской государыни навсегда связано с Петергофом, с созданием и формированием его особого романтического облика. К юбилею Александры Федоровны в Царицыном павильоне, возведенном для императрицы по желанию венценосного супруга архитектором А.И. Штакеншнейдером, приурочена камерная выставка-посвящение "Счастлива, как нигде больше".

Выставка демонстрируется в утонченном интерьере кабинета императрицы. Посетителям выставки предоставлена возможность увидеть мемориальные вещи – итальянские сувениры, некогда принадлежавшие государыне-императрицы. Они происходят из исторической коллекции дворца "Коттедж"Царицына и Ольгина павильонов.

Осенью 1845 императрица вместе со средней дочерью великой княжной Ольгой Николаевной отправилась по настоянию врачей для лечения и отдыха на четыре месяца на остров Сицилию. Император Николай Iсам сопроводил путешественниц до конечного пункта – города Палермо, где "не мог не подчиниться обаянию непривычного отдыха под незнакомым итальянским небом" и остался с родными до декабря 1845. В поездке по Италии император посетил мастерские лучших художников и скульпторов, работавших в Италии, где были сделаны многочисленные заказы и приобретения, весьма обогатившие коллекции Императорского Эрмитажа и пригородных резиденций.

В числе сувениров, привезенных императорской четой из путешествия, – парные хрустальные пресс-папье в технике миллефиори. Внутри прозрачных полусфер, заполненных россыпью мельчайших стеклянных мозаик, отчетливо читаются латинские инициалы супругов – Александры Федоровны и Николая Павловича, а также дата – 12 (24) декабря 1845. Это день приезда русского императора в Венецию. Автором сувениров стал Пьетро Бигалья (1786-1876) – потомственный стеклодел с острова Мурано.

О посещении Венеции напоминает также корзиночка золоченой бронзы из Гостиной дворца "Коттедж", борта и дно которой составлены из медальонов, украшенных стеклянной мозаикой. Возможно, она приобретена императрицей в апреле 1846, когда была окончательно определена дата бракосочетания Ольги Николаевны и Карла Вюртембергского.

Среди прочих экспонатов – сувенир из Рима: скульптурная группа темной бронзы с двумя играющими собаками на пьедестале из сиенского мрамора, воспроизводящая в миниатюре античный оригинал из собрания музея Пио-Клементино. Это пресс-папье, в числе прочих сувениров римского Гран-тура, было доставлено в Царицын павильон в 1846 году и всегда находилось на письменном столе императрицы в ее кабинете.

Впервые в интерьерах Царицына павильона выставлен живописный портрет Александры Федоровны кисти неизвестного художника с оригинала известного прусского живописца Ф. Крюгера. Знаменитый придворный портретист создал несколько иконографических типов портретов Александры Федоровны. Наиболее часто копировался написанный в 1836 году, на котором императрица изображена в "русском" придворном платье.

Роскошный наряд императрицы на представленном портрете был введен указом Николая I об "Описании дамских нарядом для приезда в торжественные дни к высочайшему двору": платье из серебряной парчи, богато расшитое шелковыми узорами, дополнено бриллиантами и жемчужным ожерельем с рубиновой застежкой – фермуаром. На голове царицы великолепный высокий кокошник, украшенный крупными драгоценными камнями с воздушной вуалью.

В рамках выставки публике впервые представили скульптуру "Амур, спящий на колчане", приобретенную в коллекцию ГМЗ "Петергоф" при поддержке ПАО Сбербанк. Отныне скульптура будет украшать внутренний садик-оранжерею Царицына павильона, как это и было с 1846 по 1941 год.

В день рождения императрицы Александры Федоровны залы Царицына павильона украсили белыми розами, а в Собственном садике прозвучали произведения Шопена, Глинки, Свиридова, Шуберта, Листа, Чайковского и Вивальди в исполнении камерного ансамбля "Невская классика".