En
En
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
Музей "Картинный дом"Ораниенбаум сквозь века

Дата постройки: 1719-1727 гг.

Архитекторы: И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), А. Ринальди (1709-1794)

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм,задуманный как триумфальный памятник морским "викториям" петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума. 

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Образы иконостаса были выполнены в неизвестной русским иконописцам того времени технике масляной живописи на холсте.

Первые изменения в отделке храма произошли по инициативе великого князя Петра Федоровича на рубеже 1740-50-х гг. Под надзором Ф.Б. Растрелли хоры в ризалитах были превращены в закрытые ложи, вход в которые осуществлялся с верхних галерей дворца, а в северо-западном ризалите была устроена колокольня. В конце 1750-х гг. стенные росписи меншиковского времени были уничтожены, а на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. В 1759 г. "живописного и финифтяного дела" мастеру Александру Алмазникову поручено написать первые 7 полотен на сюжеты Страстей Господних. Еще 8 образов, изображающие апостольские страдания, были написаны художником к 1761 году.

В царствование Екатерины II работа Алмазникова была продолжена живописцами Канцелярии от строений, написавшими три нижних яруса стенных образов. К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. По проекту Антонио Ринальди стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, а профилированные тяги служили обрамлением для 39 стенных картин, образующих пять ярусов согласно иерархии чинов православного иконостаса.

Последующие ремонты храма в XIX веке практически не затронули основные элементы отделки XVIII столетия. В 1855 г. в ходе обновления церкви художник Алексей Травин реставрировал живопись XVIII века. По желанию великой княгини Елены Павловны им были также написаны запрестольный образ Господа Саваофа и два новых полотна над южными дверями храма: "Бегство в Египет" и "Несение креста на Голгофу". Последний капитальный ремонт храм пережил в 1897-1898 годах при герцогах Мекленбург-Стрелицких. Руководил работами дворцовый архитектор О.А. Паульсон.

Пантелеймоновская церковь оставалась действующей вплоть до 1921 года. В 1930-е, когда Большой Меншиковский дворец был передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь переоборудовали под мастерские, её внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны. В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик середины XVIII - начала XX века.

Исторически комплекс дворцовой церкви включал также помещения теплой (Зимней) церкви, ложи владельцев, ризницы, убранство которых не сохранилось. Сегодня здесь размещена основная часть музейной экспозиции, посвященная истории храма и его прихода и охватывающая период с 1700-х по 1900-е гг. 

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца