В связи с техническими работами онлайн-продажа билетов приостановлена с 19:00 20 апреля до 12:00 21 апреля. Приносим извинения в связи с возможными неудобствами.

!
En
En
25.03.2021
В отреставрированный Екатерининский корпус возвратились экспонаты

24 марта в Петергофе прошел пресс-тур, посвященный возвращению в отреставрированные залы  Екатерининского корпуса дворца "Монплезир" более 700 предметов коллекции, которые почти два года находились на выставке в московском музее-заповеднике "Царицыно".

Приветствуя журналистов, генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Яковлевна Кальницкая отметила: "На время реставрации Екатерининского корпуса, чтобы не изымать из культурного оборота уникальную коллекцию мебели, живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, мы разместили ее в Москве, в музее-заповеднике "Царицыно". Мы постарались сделать выставку в петербуржском стиле и донести до московских зрителей неповторимую атмосферу петербургского быта, петербургского салона периода ампира".

По словам Елены Яковлевны, "в Екатерининском корпусе сочетаются бытовые, житейские проблемы и проблемы искусства". История здания началась в 1747 году, когда императрица Елизавета Петровна поручила архитектору Ф.Б. Растрелли спроектировать "каменный корпус" недалеко от Монплезира для проведения придворных балов, приемов и банкетов. Парадный дворец, построенный Растрелли для Елизаветы Петровны, носит имя другой императрицы - Екатерины Великой. Именно отсюда в ночь на 28 июня 1762 года великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где была провозглашена императрицей. При императрице Екатерине II интерьеры дворца переделаны архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле. 

Однотонная окраска стен, использованная Кваренги в оформлении комнат, предопределила в дальнейшем их название: Желтый зал, Зеленая приемная, Синяя гостиная. В царствование Александра I в интерьерах дворца появляются ампирные росписи воинственного характера в духе искусства могущественной Римской империи. Именно эпоха Александра I и характерный для нее стиль ампир стали ориентиром для архитекторов, реставраторов и музейных сотрудников, восстанавливавших Екатерининский корпус после Второй Мировой войны.

Современная музейная экспозиция Екатерининского корпуса составлена из 2670 экспонатов. Здесь представлено собрание живописи, ценные и интересные образцы русского фарфора, русского и европейского стекла, французской бронзы, русской мебели и другие предметы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — первой трети XIX века.

До открытия дворца, которое состоится 20 мая 2021 года, хранителям музея предстоит вернуть на свои места мебельное убранство и многочисленные экспонаты, в том числе 18 портретов, возвратившихся из Москвы. Во время пресс-тура журналисты увидели процесс монтажа большого парадного портрета Александра I, выполненного английским живописцем Джорджем Доу в 1824 году. На нем император изображен в вицмундире Кавалергардского полка, на его груди — крест ордена Св. Георгия и медаль "В память Отечественной войны 1812 года".

Хранитель дворца Ольга Александровна Холоднова продемонстрировала журналистам десертные тарелки и компотник с поддоном из знаменитого "Гурьевского сервиза", исполненного на Императорском фарфоровом заводе в 1809-1815 гг. Этот парадный сервиз предназначался для накрытия стола во время завершающей части праздничного застолья. В его оформлении четко прослеживается идея патриотизма и единства народов необъятной Российской империи. Этнографические сцены и городские сюжеты на десертных тарелках можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, посвященную жителям России.

Основная часть Гурьевского сервиза в соответствии с довоенными принципами будет представлена в Желтом зале. Его великолепие подчеркнет хрусталь из сервиза "Гранного", заказанного императором Павлом I в конце XVIII века в Англии.