En
En
17.02.2018
Петергофский Кустодиев на выставке в Новом Иерусалиме

17 февраля в музейно-выставочном комплексе Московской области "Новый Иерусалим" открылась выставка работ Бориса Михайловича Кустодиева "Венец земного цвета", приуроченная к 140-летию со дня рождения художника. Экспозицию сформировали более 60-полотен из тринадцати российских музеев и частных коллекций. 10 графических и живописных работ предоставил Государственный музей-заповедник "Петергоф".

Имя Кустодиева неразрывно связано с традициями русской культуры. Поэтому главный акцент экспозиции сделан не на хронологию творчества, а на ключевые темы в работах Кустодиева: праздники, "русские типы", купечество, бытовые сцены.

Тема масленицы фигурирует в эскизах к опере А.Н. Серова "Вражья сила", выполненных Кустодиевым в августе 1919 года для Мариинского театра. Действие оперы разворачивается в купеческой семье на фоне праздничных масленичных гуляний в Москве. Ф.И. Шаляпин, исполнивший в ней одну из главных ролей, настоял на участии Кустодиева в оформлении постановки, так как никто из современников не мог передать атмосферу Широкой Масленицы с такой достоверностью и силой. В эскизах из собрания Петергофа Кустодиев не ограничился построением одежды, а воссоздал темпераменты, типажи и ужимки персонажей.

Купеческая тема продолжается в трех других произведениях петергофской коллекции. Полотно "Яблоко и сторублевка" 1916 года рассматривается кураторами не просто как декоративный натюрморт, но как символический портрет купечества в целом, как своего рода "портрет" волжского купца в натюрморте. Яблоко в этом ключе напоминает о волжских городах, славных своими садами и яблочным торгом на всю Россию. Сторублевка, "катенька" на белой скатерти, символизирует зажиточность, финансовый успех.

Знаменитый "Голубой домик" Кустодиева, переданный ГМЗ "Петергоф" на выставку, также символичен. "Картина должна была отобразить целую жизнь человека – от рождения до смерти". Так пишет сын художника, Кирилл, в воспоминаниях 1960-х гг.

В разделе "Русские «Венеры»" представлено два прекрасных портрета из Петергофа: акварель "Купчиха" 1921 года и графический "Портрет женщины с картами" 1915 года. Безусловно, в образе волжской купчихи нашел наиболее яркое воплощение идеал женщины Кустодиева. Прекрасная, цветущая, гордая и сильная, она словно олицетворяет саму Россию в ее идеальном видении мастера.

Выставка продлится до 22 апреля, после чего экспонаты петергофской коллекции вернутся из Московской области в хранилище и залы Музея коллекционеров.