1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En
11.06.2021
Первому российскому Эрмитажу исполнилось 300 лет

11 июня 2021 года исполняется 300 лет со дня начала строительства  павильона "Эрмитаж". "Эрмитаж" с французского "hermitage" переводится как место уединения, приют отшельника, и первоначально эти скромные строения действительно были жилищами затворников – "эрмитов", селившихся вдали от людей. Со временем уединенные павильоны, предназначенные для молитв и размышлений, стали возводиться в имениях знатных людей и к XVII веку Эрмитажи превращаются в малые дворцы для трапез друзей владельца и входят в садовую планировку, становясь своеобразным символом регулярного парка. Согласно традиции, эрмитажи всегда возводились на границе имения или за его пределами.

Первый Эрмитаж в России построен архитектором И.-Ф. Браунштейном в 1721-1725 годах в Петергофе. Указами от 11 и 16 января 1721 года Петр I повелел: "В Питергофе в будущее лето зделать другой Момплезир и Палаты в скором времени". После утверждения проекта нового строения 11 июня 1721 года У. А. Сенявин (Синявин) сподвижник Петра I, генерал-майор, возглавлявший Канцелярию городовых дел в Санкт-Петербурге, распорядился нанять работных людей, чтобы сложить фундамент "под полаты нового Момплезира... по чертежам архитектора Бронштейна". Стены были возведены в 1722 году, тогда же появляется и новое название – "Армитаж". В 1723 году были завершены кровельные и штукатурные работы, устроены двери, окна, перегородки, камин и кухонный очаг, ров и стилобат. К 1724 году относится устройство подъемных стула и стола, на 1725 год приходятся отделочные работы и устройство канала. Скульптор Конрад Оснер для фронтонов южного и северного фасадов изготовил четыре алебастровые фигуры – аллегории времен года. 

Эрмитаж строился как место, где государь и его ближний круг могли общаться без церемоний, место, где можно было поговорить без посторонних ушей. Петр, поклонник всего нового, придумал совместить уединенное место с техническими новинками XVIII века. Главной диковинкой павильона стал подъемный стол, рассчитанный на 14 персон и позволявший обедать без слуг и придворного протокола.

Постройкой павильона император уравновесил лучевую композицию планировки Нижнего сада. Эрмитаж находится на берегу Финского залива, на кирпичном стилобате, со всех сторон окруженном рвом с водой. Перекинутый через ров мостик до конца XVIII века был разводным. "По тонкому расчету пропорций, по благородной изысканности наружной отделки эта постройка является уникальной, выделяющейся среди всех сохранившихся зданий 20-х годов XVIII века" – писал о павильоне большой знаток Петергофа, автор многочисленных статей, исторических справок и книг, директор Управления Петергофских Дворцов-музеев и парков в 1924-1937 годах Н.И. Архипов. Первоначальный облик павильона сохранился до нашего времени почти без изменений. Утраченной оказалась только скульптура К. Оснера.

Члены императорской семьи неоднократно посещали Эрмитаж в XVIII - XIX веках. После октябрьских событий 1917 года здание утратило свое назначение "увеселительного павильона" и, как многие дворцы, стал историко-бытовым музеем.

О петергофском Эрмитаже, родоначальнике всех русских эрмитажей, рассказывает хранитель музея, заведующий сектором "Дворцы и музеи Нижнего парка" Елена Рудольфовна Секарева.