В связи с работами на сайте онлайн-продажа билетов приостановлена с 19:00 11 апреля до 12:00 13 апреля. В это время на вопросы о билетах ответят по телефону +7 (812) 450-65-13.

!
En
En
18.02.2021
В Академии художеств состоялась презентация выставочного проекта к 350-летнему юбилею Петра I

17 февраля в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина состоялась презентация выставочного проекта "Тридцать картин из жизни Петра Великого". Городской выставочный проект, приуроченный к 350-летию со дня рождения императора Петра I, представили ректор Санкт-Петербургской академии художеств С.И. Михайловский, генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкая, проректор Санкт-Петербургской академии художеств Ю.Г. Бобров, хранитель фонда гравюры ГМЗ "Петергоф" М.А. Платонова и руководитель студии "Шоу Консалтинг" Г.В. Фильштинский. Почетным гостем презентации стал председатель КГИОП Санкт-Петербурга С.В. Макаров.

В 1872 году Россия праздновала 200-летие со дня рождения императора Петра Великого. Юбилейная программа, инициатором которой выступил Александр II, содержала множество разнообразных мероприятий. В Санкт-Петербурге ключевым событием, организованным для массовой публики, стала выставка и торжества на Царицыном лугу, ныне Марсово поле. В 2021 году большая научная работа и объединение усилий трех ведущих учреждений культуры позволили разработать уникальный проект, основа которого – историческая реконструкция выставки 1872 года при участии академиков, профессоров и молодых педагогов Академии художеств.

Открывая мероприятие, ректор Академии Семен Ильич Михайловский отметил: "Мы с воодушевлением восприняли предложение Елены Яковлевны Кальницкой участвовать в реализации проекта. Ведь для наших преподавателей открылась возможность, ощутив масштаб темы, продемонстрировать мастерство". 

Генеральный директор ГМЗ "Петергоф" перечислила основные цели проекта: "воздать дать уважения памяти Петра Великого, рассказать широкой публике об основных преобразованиях первой четверти XVIII века, показать творческие возможности современных художников, дизайнеров, специалистов мультимедиа". По словам Елены Яковлевны в год 350-летия Петра I планируется "воссоздать традицию массового городского праздника: в городском пространстве открыть юбилейную выставку с элементами исторической реконструкции 1872 года, а также издать памятный альбом, рассказывающий об истории создания и воссоздания" юбилейных торжеств в честь Петра I. 

Елена Яковлевна подчеркнула, что проект будет реализован на благотворительные средства.

Хранитель фонда гравюры ГМЗ "Петергоф" Мария Анатольевна Платонова представила историю выставки к 200-летию Петра. В кратчайшие сроки, с февраля по май 1872 года "Центральная комиссия для обсуждения празднования юбилея Императора Петра Великого" отобрала 30 тем и пригласила 9 художников исторического и батального жанра для создания масштабных полотен, которые впоследствии должны были быть представлены в декоративных павильонах на Царицыном лугу. Документы зафиксировали основную идею выставки: "На лугу в 30 павильонах в виде изб выставить 30 картин из жизни Петра – для образования народа".

Три художника выразили желание реализовать столь серьезную задачу в короткие сроки: М.И. Бочаров (1831-1895), И.С. Ксенофонтов (1817-1875) и Н.Н. Каразин, в помощники к ним были определены декораторы Дирекции императорских театров. По словам Марии Анатольевны, они были знакомы с форматом театрального воплощения исторических событий и успешно работали с масштабными полотнами. Перед художниками не стояла цель создать оригинальные полотна: для копирования картин на избранные сюжеты им был открыт доступ в Императорский Эрмитаж и Военную галерею Зимнего дворца. 

Помимо 14 оригинальных полотен, сохранившихся в фондах Государственного Русского музея, восстановить иконографию 16 утраченных картин помогли 7 подготовительных рисунков к ним, найденных в коллекции ГМЗ "Петергоф", а также три издания 1872 года. Это брошюра, специально написанная для разъяснения, изображенного на картинах; "Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого", подготовленный в петербургском издательстве Германа Гоппе и альбом фотографий "Исторические события царствования Петра Великого. Юбилейные картины", выпущенный петербургским фотографом Андреем Лушевым. Во всех изданиях картины названы по-разному, но все они соответствовали главной цели выставки 1872 года — "выразить характер вполне русский".

Тщательно отобранный иконографический материал, подготовительные рисунки из коллекции ГМЗ "Петергоф", а также фотографии выставки 1872 года помогут художникам Санкт-Петербургской академии художеств представить свою версию 16 из 30 картин "из жизни Петра Великого". 14 оригинальных исторических полотен из собрания Государственного Русского музея планируется представить в цифровом воплощении.

По словам проректора Академии Юрия Григорьевича Боброва, "соединение в одном пространстве деяний Петра I в исполнении художников XIX века и работ современных художников станет в буквальном смысле "связью времен", соединением прошлого российского истории и настоящего". Часть художников Академии, которым предстоит создать картины к юбилейной выставке 2022 года, уже работали с ГМЗ "Петергоф" при воссоздании икон и декоративных росписей Церковного корпуса Большого Меншиковского дворца.

В завершении пресс-конференции руководитель Студии "Шоу Консалтинг" Глеб Вениаминович Фильштинский представил визуальное исполнение исторической реконструкции празднества 1872 года, основанное на архивных материалах и исторических справках. Он подчеркнул, что особенно интересным при подготовке проекта оказалась "театрализация общественного пространства", "театр для всех", который "важно сохранить, приблизительно перенеся ту же тонировку, ту же конфигурацию", те же образы декоративных павильонов, в которых выставлялись картины. Существенным отличием станет функция павильона: благодаря современным технологиям они смогут защитить экспозиционное пространство, добавят подсветку и информационное сопровождение.  

Председатель КГИОП Санкт-Петербурга Сергей Владимирович Макаров, присутствовавший на первом публичном представлении проекта, отметил образовательное значение проекта: "Проект сложный, по нему предстоят дискуссии, полностью повторить его невозможно и не нужно: отношение людей к Петру I и сейчас совершенно разное, Марсово поле изменилось, появилось захоронение жертв революции. Но, в любом случае, синтетический проект, реализуемый силами таких больших институций, будет иметь успех".