1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En
Романовы в Петергофе

В разные периоды своей трехвековой истории Петергоф выглядел по-разному, ведь практически каждый российский монарх, правивший с начала XVIII века до 1917 года, вносил свой неповторимый вклад в строительство и развитие этой приморской резиденции. Причем если одни августейшие правители подходили к этому делу, исходя лишь из соображений собственного уюта и комфорта, внося лишь незначительные детали в оформление ансамбля, то другие, наоборот, старались реализовать целую программу по расширению и улучшению облика не только своей резиденции, но и всего дворцового города Петергофа. Смена владельцев влияла и на дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум — периоды, сопровождавшиеся большим подъемом и расцветом строительства, сменялись упадком из-за потери внимания к нему. 

В марте 2023 года исполнилось 410 лет дому Романовых, и по этому поводу мы предлагаем вам вспомнить, как менялся Петергоф с каждым правителем.


Петр I

Создателем Петергофа, заложившим и построившим все основные архитектурные его доминанты в первой четверти XVIII столетия, является император Петр I.


Желая создать резиденцию, ни в чем не уступающую французским Версалю и Марли или голландскому Хет Лоо, Петр I создал свой неповторимый ансамбль, объединяющий в себе черты увиденных им заморских дворцов, павильонов и парков. Вся главная композиция Петергофа, сформированная Большим дворцом (Верхними палатами), Большим каскадом и Морским каналом, Верхним садом и Нижним парком, была задумана и реализована под руководством Петра I, и существует она до сих пор. Он же придумал и такие отдельные его компоненты, как ансамбли дворцов «Марли» и «Монплезир», сочетающиеся с Марлинским и Руинным каскадами. Многие петергофские фонтаны также были построены именно при Петре I и запущены в 1721-м году вместе с фонтанным водоводом, ставшим неотъемлемой частью и «визитной карточкой» Петергофа.

Во все сооружения императором вкладывался определенный аллегорический подтекст, призванный подчеркнуть торжество России в Северной войне и новый статус европейской державы.

Результаты своего труда Петр продемонстрировал иностранным гостям во время торжественного открытия 15 августа 1723 года.

Земельные участки на южном побережье Финского залива Петр I раздал ближайшим сподвижникам и известным государственным деятелям под строительство своих усадеб — для скорейшего освоения захваченной у шведов территории и создания парадной Петергофской дороги, ведущей к императорским резиденциям в Стрельне и Петергофе. По замыслу Петра I получившийся гигантский архитектурный ансамбль должен был затмить знаменитую дорогу французских королей из Парижа в Версаль. Вначале строительство усадеб было определенной повинностью для знати, однако со временем дорога просто стала престижным местом застройки. 

Самой крайней западной точкой на Петергофской дороге стало имение санкт-петербургского генерал-губернатора, генерал-фельдмаршала, светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова в Ораниенбауме. Именно ему город обязан своим появлением, и именно здесь в 1711 году разворачиваются работы по строительству личной резиденции «полудержавного властелина». Прежде всего, по проекту архитектора Д. М. Фонтана и при последующем участии И. Ф. Браунштейна и И. Г. Шеделя закладывается Большой дворец, строившийся более полутора десятка лет, вырывается Нижний пруд, затем прорывается к Финскому заливу Морской канал. Чуть позже к северу от Большого дворца проводится разбивка небольшого регулярного Нижнего сада. Одним словом, при князе Меншикове была заложена основа того дворцово-паркового комплекса, который можно наблюдать и в настоящее время.


Екатерина I

Наследовавшая престол императрица Екатерина I желала во всем следовать предначертаниям своего великого мужа, поэтому при ней велась достройка разных зданий и фонтанов.


Летом 1725 года было завершено строительство и торжественно открыт павильон «Эрмитаж», а впоследствии оформлены фонтаны «Ева» и «Оранжерейный».

В царствование Екатерины I сады Петергофа стали уже понемногу оживляться за счет наплыва приезжей публики из новой столицы — Санкт-Петербурга. Сама императрица любила навещать эту резиденцию и устраивала здесь пышные праздники. Например, здесь она отпраздновала день своей коронации, а также годовщины Полтавского и Гангутского сражений.

При Екатерине I не остановились работы и в Ораниенбауме — в резиденции князя А. Д. Меншикова завершилось строительство Большого дворца и Нижнего сада.


Петр II

Традиция украшения Петергофа новыми архитектурными и парковыми элементами прервалась в годы царствования императора Петра II, предпочитавшего новой северной столице старую патриархальную Москву. Лишь изредка он посещал Петергоф, проведя здесь часть лета 1729 года и охотясь в близлежащих лесах. В результате резиденция понемногу стала приходить в упадок, зарастая лесом и травой.

Царствование императора Петра II довольно быстро положило конец и неумеренным политическим амбициям Меншикова, что, конечно, сказалось на судьбе его поместья в Ораниенбауме. После конфискации всего его имущества из дворца была вывезена вся мебель и живопись, а само здание перешло в ведение Канцелярии от строений.


Анна Иоанновна и Елизавета Петровна

Взошедшая на престол в 1730 году новая правительница — императрица Анна Иоанновна —решила продолжить традицию своего дяди и перенесла в Петергоф местопребывание своего Двора. Именно здесь Анна Иоанновна устраивала большие охоты, и для неё возле Монплезира был устроен специальный павильон Темпль, откуда она стреляла в зверей, выгонявшихся из расположенных неподалеку зверинцев. При ней в Петергофе продолжились строительные работы: был воздвигнут и украшен скульптурой Марлинский каскад («Золотая гора»), на месте строившегося при Петре I Руинного каскада появился «Каскад драконов», а на площади перед ним — два величественных Римских фонтана. В Верхнем саду были устроены пять фонтанов, декорированных свинцовой золоченой скульптурой, а также сделаны фигурные трельяжные беседки и перголы.

В 1735 году в ковше Большого каскада появляется новый фонтан, украшенный монументальной свинцовой скульптурой «Самсон, раздирающий пасть льва». Эта скульптура символизировала победившую шведов Россию и была установлена в честь 25-летия Полтавской победы.

Ораниенбауму повезло меньше — в период правления императрицы Анны Иоанновны, в 1736 году, дворец передали Адмиралтейств-коллегии для устройства там госпиталя.


Пришедшая к власти в 1741 году дочь Петра Великого — императрица Елизавета Петровна — решила придать необыкновенную пышность и торжественность созданной её отцом резиденции. С этой целью она поручает архитектору Ф.-Б. Растрелли произвести серьезную перестройку Большого дворца. Согласно требованию императрицы, Растрелли сохранил центральную часть старого здания со ставшими к тому времени уже мемориальными помещениями: Большим залом или Итальянским салоном, Дубовой лестницей, Дубовым кабинетом Петра I. Главное здание дворца было расширено пристройкой боковых корпусов, обращенных крыльями в Верхний сад. Был также добавлен третий этаж, а по обеим сторонам от дворца были сооружены два двухэтажных флигеля — Корпус под Гербом и Церковный корпус. В отделке интерьеров были использованы приемы русского барокко, отличавшегося золоченой орнаментальной резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. В итоге вытянувшийся почти на 300 метров вдоль террасы Большого каскада дворец стал самым крупным и богато украшенным архитектурным сооружением петергофского ансамбля.

По указанию Елизаветы Петровны Растрелли выстроил Екатерининский корпус у Монплезира, расширил Верхний сад, обнеся его каменной оградой. По его чертежам были устроены трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева», разбиты узорные цветники у Большого каскада.

Все работы выдающегося зодчего — Франческо Бартоломео Растрелли — придали Петергофу парадный характер и особый имперский блеск, столь важный при проведении различных дипломатических приемов.

Сама Елизавета Петровна очень любила проживать летом в Петергофе во дворце «Монплезир». Именно здесь проходили наиболее важные политические события, связанные с Семилетней войной, в частности, заседания Конференции при Высочайшем Дворе — высшего совещательного органа — под председательством самой императрицы, и торжественно праздновались победы русского оружия в битвах при Пальциге и Кунерсдорфе.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны новый этап расцвета наступил и в Ораниенбауме. Однако это было связано с деятельностью не столько самой императрицы, сколько наследника российского престола — бывшего голштинского герцога Карла Петера Ульриха, ставшего в России Петром Федоровичем (впоследствии — императором Петром III). С 1743 года усадьба Ораниенбаум была передана в его собственность. Великий князь с удовольствием обосновался в ней, и у дворцового комплекса сразу началась новая жизнь. Сначала молодой наследник престола, очень увлекавшийся военным делом, в 1746 году распорядился построить первую потешную крепость Екатеринбург с южной стороны Большого дворца на берегу Карпиева пруда. Крепость, выстроенная по всем правилам фортификации, имела четыре бастиона, ров с подъемными мостами и кронверк. Спустя десять лет неподалеку от Екатеринбурга началось сооружение второй крепости — Петерштадта. Новая крепость была устроена более основательно и располагала цитаделью с четырьмя бастионами и множеством куртин. Эти крепости предназначались для военных игр наследника и располагали своими гарнизонами и артиллерией.

Помимо военных сооружений, Петр Федорович затеял постройку и целого ряда замечательных дворцов и павильонов, значительно украсивших его резиденцию. При нем архитекторами А. Ринальди и Ф.-Б. Растрелли были возведены Дворец Петра III, Почетные въездные ворота в крепость Петерштадт, Картинный дом и павильон «Каменное зало». В результате такого бурного развития Ораниенбаум при Петре III, которому довелось царствовать всего полгода, превратился в красивую резиденцию, не уступающую другим пригородам.


Екатерина II

Екатерина II относилась к Петергофу равнодушно, предпочитая проводить свои летние месяцы в основном в Царском Селе. Тем не менее, в память о своих великих предшественниках она периодически приезжала на одну-две недели в Петергоф, размещаясь в Екатерининском корпусе, устраивала здесь праздники и приемы. Например, именно здесь Екатерина Алексеевна предпочитала отмечать именины своего сына — царевича Павла Петровича.


В это время интерьеры Большого дворца активно насыщались новыми картинами и мебелью, а в Нижнем парке, возле Монплезира, для императрицы была устроена купальня, внутри которой разместился фонтан «Солнце», а также обновилась часть фонтанной системы.

Ораниенбауму приход к власти Екатерины II принес новый ансамбль — Собственную дачу. На участке земли, выкупленной у князей Голицыных, архитектором А. Ринальди был построен в 1762-1768 годах в стиле рококо Китайский дворец. Первоначально бывший одноэтажной постройкой дворец являлся личной резиденцией, увеселительным павильоном Екатерины II. Из-за того, что четыре комнаты были оформлены в модном тогда восточном, китайском стиле, весь дворец и получил соответствующее название. Всего в Китайском дворце насчитывалось 17 живописно оформленных залов, где гости танцевали, играли в карты, устраивались обеды и приемы. К юго-востоку от дворца на берегу архитектором Ринальди был создан небольшой Фрейлинский павильон, перестроенный в середине XIX века в Китайскую кухню. К востоку от Китайского дворца он же построил здание Кавалерского корпуса, первоначально являвшегося помещением для кухни. И, наконец, своеобразным венцом деятельности А. Ринальди в Ораниенбауме при Екатерине II стало возведение в 1760-х—середине 1770-х годов Павильона Катальной горки — уникального и довольно редкого для европейской архитектуры увеселительного сооружения подобного рода. И хотя вытянутые деревянные колоннады, предназначенные для прогулок гостей, а также деревянные скаты для катания были разобраны еще в начале XIX века, само здание Катальной горки дошло до нашего времени.


Павел I

Наследовавший престол после смерти матери император Павел I, несмотря на очень короткий срок пребывания во главе страны (всего лишь 4,5 года), успел сделать для Петергофа необыкновенно много.


Подчеркивая свою связь с великим прадедом, император предпринял обширную программу по обновлению фонтанной скульптуры Большого каскада, где все свинцовые фигуры были заменены на бронзовые. В ковше каскада заняла свое место обновленная бронзовая скульптура «Самсона», выполненная по проекту скульптора М. Козловского. В Верхнем саду была установлена статуя «Нептун», выполненная немецкими мастерами во второй половине XVII века и приобретенная Павлом в Нюрнберге. На террасах возле Большого дворца были сооружены из пудостского камня десять фонтанов (Террасных), а между Березовой и Марлинской аллеями выстроен также из пудостского камня Эрмитажный (будущий Львиный) каскад. Располагавшиеся по обеим сторонам от Большого каскада деревянные галереи, построенные еще при Петре I и порядком обветшавшие, были заменены на новые каменные колоннады, выполненные по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Вдоль Правленской улицы были выстроены восемь каменных Кавалерских домов для размещения придворных чинов и обслуживающего штата петергофских дворцов.


Александр I

Царствование императора Александра I не было отмечено сколько-нибудь серьезными постройками в Петергофе из-за весьма активной политической жизни молодого императора, связанной с многочисленными войнами и дипломатическими конгрессами. Тем не менее, именно в царствование Александра I было положено начало знаменитым петергофским гуляниям, сопровождавшихся иллюминацией и маскарадом, которые приобрели впоследствии огромную известность и стали традиционными. Так, ежегодно 22 июля петербургская публика массово отправлялась в Петергоф на торжественное празднование именин вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I.

В Ораниенбауме же, переданному по указу Павла I в собственность старшему сыну, даже в условиях постоянного отсутствия императора велись работы по ремонту или перестройке отдельных зданий, а также созданию ряда малых форм, что позволяло поддерживать ансамбль в хорошем состоянии. В 1805 году были устроены дворцовые оранжереи, а спустя два года реконструирована центральная часть Кавалерского корпуса, приспособленного под госпиталь. В Верхнем парке на Английской дороге была установлена каменная скамья. В 1817 году были выделены значительные средства на ремонт обветшавших деревянных конструкций Павильона Катальной горки, которые всё же в итоге пришлось разобрать. Еще спустя семь лет архитектор В. П. Стасов перестроил павильон «Каменное зало».


Николай I

Взошедший на трон в декабре 1825 года император Николай I придал развитию Петергофа новый импульс. При нем преобразилась не только императорская резиденция, но и город, ставший вполне комфортной и благоустроенной столицей всего уезда.


В первую очередь, по указу Николая I стал создаваться пейзажный парк Александрия к востоку от Нижнего парка. Именно здесь семья Николая I любила отдыхать летом. Вначале в Александрии по проекту архитектора А. Менеласа был выстроен уютный дворец «Коттедж» в готическом стиле, а спустя десять лет — Фермерский дворец, перестраивавшийся затем в течение 20 лет по проекту А. И. Штакеншнейдера. Постепенно парк заполнялся и другими объектами, построенными в стиле готики — Готической капеллой, Готическим колодцем, Новой Фермой.

По указанию Николая в Петергофе были созданы еще два новых парка — Колонистский и Луговой (или Озерки). Подлинным украшением первого стали Царицын и Ольгин павильоны, живописно расположенные на островах Ольгина пруда, специально вырытого на месте бывшего Охотного болота. Они были также построены архитектором Штакеншнейдером, причем Царицын павильон — в стиле древнеримской Помпеи, а Ольгин — в виде итальянской виллы. Что касается второго парка, Лугового, то его доминантой стал дворец Бельведер, расположенный на Бабигонской возвышенности, откуда открывался прекрасный вид на Петергоф, его окрестности и прилегающее побережье.

Важным этапом становится перестройка восточной части Большого петергофского дворца. В 1847-1850 годах под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера был надстроен восточный флигель Большого дворца, где добавился третий этаж. Одновременно была проведена переделка восточной анфилады гостиных и восточного корпуса, получившего название «половины великой княгини Ольги Николаевны» (или Ольгинской).

В самом городе Петергофе в это царствование был сооружен целый ряд важных зданий, сохранившихся до нашего времени. Во-первых, это здания городской Почты, Императорских конюшен и Ново-Петергофского вокзала, построенные в готическом стиле по проектам дворцового архитектора Н. Л. Бенуа в 1850-х годах. Во-вторых, это комплекс из трех каменных Готических домов вдоль Александрийского шоссе и двух каменных Министерских и деревянного Флигель-адъютантского домов на Разводной площади, сооруженных архитектором И. Шарлеманем в середине 1830-х — начале 1840-х годов и предназначенных для пребывания многочисленных гостей и придворных чинов. В-третьих, архитектором Н. Л. Бенуа в конце 1840-х — 1850-х годах были построены Верхнесадский дом и два Фрейлинских дома, также ставших местопребыванием чинов придворного ведомства. Наконец, западнее Нижнего парка, на побережье, в конце 1840-х годов была сооружена Купеческая пристань, обслуживавшая городское население и дачников.

С приходом на престол Николая I ситуация вокруг Ораниенбаума изменилась — резиденция из императорской стала великокняжеской, так как в 1827 году имение было подарено двум царским братьям — великим князьям Константину Павловичу и Михаилу Павловичу. Большую роль в Ораниенбаумском имении играла супруга великого князя Михаила Павловича, великая княгиня Елена Павловна. После смерти своего мужа она стала полновластной хозяйкой имения, посвятив ему немало своего внимания и энергии. В это время были перестроены Большой и Китайский дворцы, а Фрейлинский павильон стал павильоном «Китайская кухня».

Кроме того, она пригласила в Ораниенбаум известного садовника Дж. Буша-младшего, который осуществил масштабную реконструкцию парка: появились новые дорожки и аллеи, связавшие три ансамбля Верхнего парка, добавились большие участки территории в районе Красного пруда, а истинным украшением парка стали живописные водопады на плотинах, мосты в виде античных руин и трехарочный деревянный Петровский мост, соединивший восточную и западную части парка. В итоге запущенный ранее Ораниенбаумский парк заметно преобразился и стал живописным пейзажным ансамблем.


Александр II и Александр III

Традиция летней жизни царской семьи в Петергофе при императоре Александре II сохранялась, поэтому, исходя из нужд увеличившейся царской семьи, до конца 1850-х годов под руководством А. И. Штакеншнейдера перестраивалось здание Фермерского дворца. Также на месте бывшего Эрмитажного каскада в Нижнем парке им был отстроен новый Львиный каскад с колоннадой из 14 колонн, выполненных из сердобольского гранита и каррарского мрамора. Под руководством архитектора Н. Л. Бенуа отреставрировали Большой грот, переделали обветшавший Никольский домик, выстроили каменный Официантский дом, завершили постройку Фрейлинских домов. Справа от дворца «Монплезир» возникла новая небольшая кирпичная постройка — Банный корпус — выполненная по проекту архитектора Э. Л. Гана. Её появление было связано с ухудшившимся здоровьем императрицы Марии Александровны, которой требовалось водолечение. Неподалеку, за Банным корпусом, Ган разбил Китайский садик с фонтаном «Раковина».


Взошедший на трон в 1881 году император Александр III предпочитал проживать с семьей летом в уединенной и более безопасной Гатчине. В Петергофе он бывал сравнительно редко и никаких новых дворцов для своих личных нужд строить здесь не стал. А вот для наследника престола, цесаревича Николая Александровича, в восточной части парка Александрия возле самого берега архитектор А.О. Томишко в середине 1880-х годов возвел Нижнюю дачу (или Новый дворец), напоминавшую итальянскую виллу. Здание, выполненное из двухцветного кирпича, украшала высокая каменная башня со смотровой площадкой. Интерьеры дачи были выполнены в модном для того времени стиле модерн.


Николай II

Придя к власти после безвременной кончины своего отца, Николай II сразу же стал расширять здание Нижней дачи для своей увеличивавшейся семьи. К концу 1890-х годов под руководством архитектора А. О. Томишко к основному зданию дачи с юга была пристроена детская половина, где впоследствии проживали все четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия — и наследник престола Алексей. Возле Нижней дачи Николая II со временем возник целый комплекс построек административно-хозяйственного назначения — каменные кухня, ледник, служебный дом, Швейцарский домик, Офицерская караулка с металлическими воротами и оградой. Также при Николае II на территории Купеческой гавани, устроенной еще при Николае I, в 1898-м году разместился Невский яхт-клуб. На береговой полосе оборудовали здания для зимнего размещения команды, летнюю дачу и кают-компанию для членов клуба.

В Ораниенбауме в эти годы были проведены разные строительные и ремонтные работы, коснувшиеся уже построенных объектов. В частности, в Большом дворце почти полностью был реконструирован западный флигель дворца, были переданы интерьеры Японского павильона, пристроена с южной стороны крытая лестница на второй этаж, а на южном дворе, у восточного флигеля, в 1909-1911 году архитектором О. А. Паульсоном был возведен павильон «Серебряные кладовые». Тогда же были отремонтированы каменные террасы Большого дворца, выходящие в Нижний сад, которые получили цементную рустованную облицовку. На территории Верхнего парка в начале XX века были возведены каменные двухарочный Новый (или Руинный) мост и трехарочный Петровский мост через реку Карасту, заменившие прежние деревянные. В 1907 году на территории имения была запущена электростанция, снабжавшая электроэнергией весь дворцово-парковый комплекс.


Авторы проекта: 
Петров Павел Владимирович, Гусев Константин Александрович