23 и 24 марта 2024 года музеи и парки работают в обычном режиме с усилением мер безопасности.

!
En
En
26.05.2022
Открытие Большого китайского кабинета

26 мая в музее-заповеднике "Петергоф" состоялся пресс-тур в честь открытия после реставрации последнего зала парадной анфилады Китайского дворца — Большого китайского кабинета.

Выступая перед журналистами, врио генерального директора Роман Валериевич Ковриков отметил, насколько значима и уникальна реставрация Китайского дворца: "Сегодня мы еще на один шаг приблизились к завершению реставрации этого замечательного и единственного в России памятника эпохи рококо. Значение этого памятника для страны трудно переоценить, и вызовы, с которыми здесь столкнулись реставраторы, поистине уникальны". Роман Валериевич поблагодарил ПАО "Газпром", при поддержке которого осуществляется реставрация Китайского дворца.

Приветствуя собравшихся на мероприятии журналистов, генеральный директор ООО "Петербургская реставрационная компания" Михаил Викторович Ботаковский выразил благодарность всем, кто принимал участие в реставрации дворца: "Музей-заповедник "Петергоф" единой командой вместе с реставраторами осуществили этот проект, который длился на протяжении 6 лет. Более 120 человек принимали участие в консервативной реставрации Большого китайского кабинета. Здесь работали различные специалисты: позолотчики, художники, паркетчики, реставраторы произведений деревянного зодчества, произведений из дерева, музейные реставраторы".

Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в 18 веке, принадлежит к одному из самых эффектных интерьеров дворца. Особенностью декоративного убранства, выполненного в стиле "шинуазри", являются наборные деревянные панно на стенах. Они иллюстрируют сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером, возможно, по рисункам Серафино Бароцци, который выполнил живописную отделку падуг потолка. Завершает декоративное убранство потолка плафон "Союз Европы и Азии" работы итальянского художника Якопо Гуарана.

Татьяна Сергеевна Сясина, заведующий сектором "Собственная дача" отдела "Хранение и изучение памятников Ораниенбаума" ГМЗ "Петергоф", рассказала журналистам о том, что этот интерьер впервые подвергся комплексной реставрации: после войны в 1946 году были проведены частичные работы и реставрация только плафона, а в 1960-70 годы из-за сложности работ "от реставрации зала отказались и даже не подвергли его исследованию".

"Все реставраторы боялись сначала приступать к работам. Но все же, было принято решение сначала ввести этот зал в правильный режим консервационного отопления. Зал был передан ООО "Петрорестком" за два года до начала работ. Это беспрецедентный случай, так обычно не делают. В течение этих двух лет здесь правильно подгонялась температура, доводилась до нужного состояния, потому что реставрация может идти при температуре не ниже 14 градусов. Благодаря двум зимам, когда дворец немного протапливался, мы смогли начать реставрационные работы", — прокомментировала Татьяна Сергеевна.

В начале 19 века художественная отделка зала претерпела незначительные изменения. На деревянных стенных панно в углах и откосах появилась роспись, имитирующая китайский золотистый шёлк. В 1851 году художником П. Титовым была осуществлена переделка оформления падуг потолка. Однако основные композиционные элементы — изображения Богдыхана (так в русских летописях именовали китайского императора) и его супруги были сохранены и, вероятно, просто подправлены.

Консервационно-реставрационные работы по живописи проводились художниками-реставраторами Петербургской реставрационной компании Н.А. Михайловым, В.В. Осиповым, Г.В. Ивановой. Отдельного упоминания заслуживает сложнейшая реставрация наборных деревянных панно, проделанная реставраторами А.В. Буториным и Д.М. Егоровым.

Михаил Викторович Ботаковский, генеральный директор ООО "Петербургская реставрационная компания" рассказал журналистам про "реставрационный подвиг" и основные задачи при реставрации зала: "Живопись, например, на оконных откосах только кажется достаточно простой, это 19 век. Но под ней — сохранившаяся подлинная роспись 18 века. Когда мы видели трещины, когда мы исследовали материал отделки, мы видели, что там есть еще более богатая отделка. То есть, мы видим разные уровни отделки, и нашей задачей было сохранить то, что до нас дошло, и законсервировать. Другая задача, которая перед нами стояла, — убрать все современные сети и сделать техническое подполье так, чтобы никто не заметил наличие систем отопления. То есть, целью было максимально консервативно подходить к интерьерам, при этом создать максимальные условия для того, чтобы обеспечить температурно-влажностный режим, который позволит дворцу существовать на протяжении длительного времени".

Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо. Выполненный по рисунку А. Ринальди в 1773 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце. Работы по художественному паркету исполнялись реставраторами под руководством А.П. Волкодава.

Еще одним важным событием для Китайского дворца стало возвращение в Большой китайский кабинет бильярда работы английского мастера Р. Кларка. Приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году, раритетный "аглицкой билиарт" был установлен здесь в царствование императрицы Екатерины II.

Реставрация Китайского дворца осуществляется при поддержке ПАО "Газпром". В период с 2004 по 2009 годы выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, c 2009 года осуществляется реставрация его интерьеров. Летом 2021 года состоялось торжественное открытие двух отреставрированных залов — Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета. В этом году посетители смогут увидеть 13 из 17 залов, в числе которых вся парадная анфилада дворца. Плановый срок окончания всех реставрационных работ — 2024 год.

Жители и гости нашего города смогут посетить Китайский дворец, в том числе увидеть Большой китайский кабинет, с 28 мая по 25 сентября 2022 года ежедневно с 10:30 до 18:00, кроме понедельника (выходной) и последнего вторника месяца (санитарный день). Вход в музей и работа касс — c 10:30 до 17:00. Сеансы для индивидуальных посетителей: 12:00-14:00, 16:00-16:45. Музей прекращает работу во время дождя и при повышенной влажности.