В связи со штормовым предупреждением 19 ноября все парки ГМЗ "Петергоф" закрыты. Музеи работают в обычном режиме.

!
En
En
20.10.2020
В Большой дворец Петергофа вернулся портрет "Смолянки" Алымовой

В середине октября в Куропаточную гостиную Большого петергофского дворца возвратился портрет Глафиры Алымовой, воспитанницы Смольного института благородных девиц, фрейлины и впоследствии статс-дамы Екатерины II. Портрет был написан в 1896 году учеником И.Е. Репина, художником Н.А. Шабуниным с оригинальной работы Д.Г. Левицкого из серии "Смолянки". Возвращение картины стало возможным благодаря участию и поддержке многолетнего партнера ГМЗ "Петергоф" — Банка ВТБ (ПАО). 

Серия из семи портретов лучших воспитанниц Смольного института благородных девиц была написана выдающимся русским живописцем Д.Г. Левицким по высочайшему повелению в 1772-1776 годах и несколько столетий, с 1797 по 1917 год, украшала Большой петергофский дворец. В 1895 году при учреждении первого в стране музея отечественного изобразительного искусства — Русского музея императора Александра III - предполагалась передать портреты Левицкого в музей, а для петергофского дворца Академии художеств было поручено написание копий. 

Портрет Глафиры Алымовой копировал Николай Аверинович Шабунин (1866-1907). Николай Шабунин, сын священника из Мезенского уезда Архангельской области, поступил вольнослушателем в Академию Художеств в 1886 году. Через восемь лет получил две малые поощрительные медали и стал заниматься в мастерской профессора И.Е. Репина. В 1899 году Николай Шабунин удостоен звания художника, успешно работал в жанре исторической картины и как портретист. 

В 1896 году копии "Смолянок" были написаны, однако именно они были переданы в Русский музей — в Большой петергофский дворец возвратились оригиналы Левицкого. В 1911 году Русский музей отправил в Рим на Всемирную выставку четыре копийных портрета "Смолянок", в том числе и портрет Алымовой, выполненный Н.А. Шабуниным. Когда, после нескольких лет безуспешных требований Русского музея о возврате картин, портреты "Смолянок" вновь попали в музей, их оказалось только три — произведение Шабунина отсутствовало. До недавнего времени судьба портрета Алымовой и его местонахождение оставались загадкой. Только в 2010 году работа появилась на одном из международных аукционов. 

В этом году, благодаря поддержке Банка ВТБ (ПАО) и Общества друзей Петергофа, у ГМЗ "Петергоф" появилась возможность вернуть в Куропаточную гостиную Большого дворца одну из лучших копий серии — "Портрет Глафиры Алымовой" кисти Н.А. Шабунина. Возвращение портрета на свое историческое место — настоящее событие для музея-заповедника, в коллекции которого не было ни одного портрета "Смолянок" с 1917 года.