En
En
05.07.2018
К 250-летию Китайского дворца: открытие после реставрации трех залов половины Павла

5 июля 2018 года состоялось торжественное открытие после реставрации трех залов Китайского дворца, приуроченное к 250-летнему юбилею жемчужины ораниенбаумского ансамбля. Почетными гостями церемонии стали и.о. губернатора Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов, Генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге госпожа Го Минь и заместитель Председателя Правления ПАО "Газпром" А.И. Медведев. Церемонию открыли приветственной телеграммой Министра культуры РФ В.Р. Мединского: "Искренне поздравляю коллектив музея с открытием новых парадных залов дворца. В этот знаменательный день позвольте пожелать Китайскому дворцу продолжения его славной истории, а сотрудникам музея, реставраторам и благотворителям – успехов, свершения намеченных планов и всего самого доброго!"

Выступая на открытии, генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкая отметила, что "это удивительный памятник, памятник чудачества красивой женщины. Екатерина Великая увлеклась культурой и искусством Востока. Но следовала не моде на "китайщину", а взглядам на китайскую культуру и философию, с которыми ее познакомил ее постоянный корреспондент Вольтер".

Танец с веерами, подражание Пекинской опере и полет дракона стали частью театрализованного открытия, после которого первые посетители дворца увидели отреставрированные комнаты великого князя Павла Петровича в восточной половине дворца: Штофную опочивальню, Будуар и Кабинет. Об истории и реставрации залов гостям и прессе рассказывала заведующий сектором "Собственная дача" филиала "Ораниенбаум" ГМЗ "Петергоф" Татьяна Сергеевна Сясина.

Открывая анфиладу жилых покоев великого князя, Штофная опочивальня являлась парадной спальней наследника. Согласно архивным источникам, при Екатерине IIстены комнаты были декорированы "по селадоновому грунту" штофом. За период с 1847 по 1898 г. художественное убранство комнаты претерпело кардинальные изменения: в алькове обветшавшая ткань была заменена новой, а предальковная часть комнаты получила оформление в виде четырех живописных композиций.

Именно эти декоративные панно, выполненные художниками И.П. Келером и Л.Х. Фрикке и хранившиеся в запасниках с 1950-х гг., возвратились на свои исторические места. Декоративные панно, единым полотном укрывающие стены опочивальни от пола до потолка, стали серьезным испытанием для реставраторов: масляный живописный слой необходимо было реставрировать в непосредственной близости от экспозиционных залов, чтобы соблюсти температурно-влажностный режим и не навредить хрупкой живописи. 

Сохранившиеся фрагменты отделки селадонового цвета, покрытые росписью XVIII века, можно увидеть на панелях в нижней части стен. Реставраторам удалось законсервировать расчищенные панели без дорисовки и воссоздания. Сложнейшие консервационно-реставрационные работы по живописи провели художники-реставраторы "Петербургской реставрационной компании" Н.А. Михайлов, В.В. Осипов и Г.В. Иванова.

Отдельного внимания посетителей заслуживает знаменитый паркет, созданный в XVIII столетии по рисункам А. Ринальди. В ходе консервационных работ, которые исполнялись реставраторами-паркетчиками под руководством А.П. Волкодава, удалось сохранить художественный набор из редких пород дерева.

Рядом со Штофной опочивальней расположен Кабинет Павла, в XVIII веке получивший название "Кабинетик" из-за своих небольших размеров. Во время реставрации Кабинета произошло удивительное открытие: в Будуаре была обнаружена подлинная дверь XVIII столетия, которая при Екатерине II соединяла это помещение с Кабинетом Павла. При реконструкции в XIX веке дверь была демонтирована и включена в часть отделки стены. Невероятно, но с другой стороны двери сохранилась живописная отделка, повторяющая изображения на стенах кабинета Павла, приписываемых Серафино Бароцци.

Будуар, называемый в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев, отведенных для великого князя. После реконструкции дворца в 1850-х гг. сюда из Орехового покоя на половине Екатерины IIперенесли резные деревянные фанерованные панели XVIII века. Однако, несмотря на название, для создания этих панелей в основном использовался не орех, а сандал и олива. Роспись по дереву была исполнена в 1767 году "вольным живописных дел мастером" Серафино Бароцци. При реставрации живописи на резных панелях реставраторы столкнулись с проблемой разрушения клея, связывавшего декоративный шпон ценных пород и живописную основу. В итоге специалистам пришлось раздублировать клеи, снимать шпон с живописью и, медленно и осторожно, по отдельности просушивать роспись и дерево прежде чем приступить к реставрированию живописи.

Открывающиеся интерьеры украсят музейные предметы. Так, в Кабинете Павла будут размещены отреставрированные китайские мраморные и деревянные панно второй четверти – середины XVIII века. В Будуаре можно будет увидеть дорожный туалетный стол Екатерины Великой. В Штофную опочивальню вернутся редчайшие образцы прикладного искусства – соломенные панно, вышитые синелью и стеклярусом, в 1762-1764 годах в мастерской мадам де Шель.

Таким образом, к 250-летию Китайского дворца взору посетителей представлены десять из семнадцати интерьеров.

Масштабные реставрационные работы в залах Китайского дворца с 2009 года проходят при неизменной заинтересованной поддержке ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербурга" и ООО "Винтерсхалл Холдинг ГмбХ". 

ГМЗ "Петергоф" благодарит участников реализации проекта: благотворительный фонд "Транссоюз", ООО "Петербургская реставрационная компания", ООО "Старый замок", ООО "Дедал", ООО "Наследие", Группу АРТ-Студия, ООО "Серебряный век", ООО "ПИН", ООО "РЕСТРОН".

08.08.2018

Петергоф показал журналистам цветочное убранство Островов и Петровский огород в Стрельне