En
En
24.05.2018
Дворец Петра III открылся после реставрации

24 мая 2018 года состоялось торжественное открытие после реставрации Дворца Петра III в Ораниенбауме. Почетным гостем церемонии стал министр культуры Российской Федерации Владимир Ростиславович Мединский, который поблагодарил реставраторов и сотрудников музея, подчеркнув, что открытие Дворца – "важнейший шаг, не только с точки зрения сохранения культурного наследия, ведь отреставрирован уникальный памятник, уцелевший в войну, но и с точки зрения восстановления в памяти потомков сложной фигуры императора Петра III".

Выступая перед прессой, генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Яковлевна Кальницкая отметила, что "эта постройка одного из самых петербургских архитекторов – Антонио Ринадльди. Это его первая постройка. Именно здесь появился уникальный мотив архитектурного орнамента, который мировая культура знает как "цветок Ринальди". Отсюда и началось русское рококо – такой кратковременный, тонкий, изящный стиль"

По словам Елены Яковлевны, реставрация Дворца Петра III, начавшаяся в 2016 году, потребовала от музея немалых усилий. Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум" на протяжении многих лет реставрирует ФГКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", но именно в этом проекте музей-заповедник "Петергоф" взял на себя всю ответственность заказчика реставрационных работ. Когда стоимость реставрации увеличилась на 68 миллионов рублей в связи с выявленными находками и открытиями, музей-заповедник "Петергоф" выделил их из внебюджетных средств.

Уже на этапе расчисток, предшествовавших реставрации, во дворце были обнаружены несколько удивительных находок, отсылающих к ранней истории памятника. В кабинете на втором этаже во время демонтажа декоративного штофа на откосе одного из окон реставраторы наткнулись на фрагмент живописи, выполненный немецким художником Гансом Вильгельмом Шмидтом в 1880-х годах во время перестройки дворца под охотничий домик герцогов Мекленбург-Стрелецких. Любопытная черта этого фрагмента: реставраторы предполагают, что на нем сохранились разрывы от осколков снаряда, упавшего в соседний интерьер во время Великой Отечественной войны.

Возвращение аутентичной живописи в интерьеры дворца – характерная черта данного реставрационного проекта. После сложнейших процедур по консервации и реставрации в Кабинет и Спальню дворца перенесены живописные панно Ганса Шмидта, выполненные специально для дворца в Веймаре в 1880-х. Более 60 лет эти подлинные элементы отделки XIX века хранились в запасниках музея и не были известны широкому зрителю и большинству специалистов.

Главная находка сделана реставраторами в Картинном зале дворца: после демонтажа светильника и расчисток, в медальоне потолка обнаружен живописный плафон, заклеенный, очевидно, в ходе послевоенной реставрации.

Ход масштабной реставрации Дворца Петра III широко освещался в прессе. В частности, 17 апреля в Ораниенбауме состоялся пресс-тур, приуроченный к Международному дню памятников и исторических мест, в ходе которого представителям СМИ продемонстрировали текущие реставрационные работы во Дворце.

В рамках церемонии открытия перед гостями выступил ансамбль старинной музыки "Солисты Екатерины Великой", исполнивший арию колдуна Тестора из первой русской оперы "Цефал и Прокрис" (А. Сумароков - Ф. Арайя), которая ставилась непосредственно в Ораниенбауме. Андрей Решетин, художественный руководитель ансамбля, исполнявший партию скрипки, играл непосредственно по нотам Петра Федоровича. 

Уже в эту субботу, 26 мая, Дворец Петра III распахнет свои двери перед первыми посетителями. В честь долгожданного открытия Дворца 26 и 27 мая ГМЗ "Петергоф" организует праздничную программу "Голштинский Weekend", в рамках которой гости Ораниенбаума смогут узнать о строевой подготовке в XVIII веке, освоить азы фехтования и услышать множество исторических анекдотов.