En
En
29.06.2017
Покои фаворитки Петра III Елизаветы Воронцовой открылись в Большом Меншиковском дворце

29 июня ГМЗ "Петергоф" представил прессе и гостям очередной завершенный этап реставрации Ораниенбаумского ансамбля: после капитальной реставрации в центральной части Большого Меншиковского дворца открылись парадные покои фаворитки Петра III Елизаветы Романовны Воронцовой, устроенные в 1758-1759 гг., а также кабинет герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого, разместившийся в конце XIX века в одной из комнат Воронцовой.

Почетным гостем церемонии открытия стал заместитель министра культуры РФ О.В. Рыжков, который поздравил с успехом реставрации ГМЗ "Петергоф", Северо-Западную дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации и лично генерального директора ГМЗ "Петергоф" Е.Я. Кальницкую, под чьим руководством с 2015 года проходили все восстановительные работы в Большом Меншиковском дворце.

"Сегодня мы открываем покои фрейлины Елизаветы Воронцовой, которая, может быть, была не так проста, как нам рассказывали долгие годы. Неслучайно император Петр III писал, что хочет бросить все и оставить себе "только трубку, скрипку да девицу Воронцову", - сказала Е.Я. Кальницкая во время церемонии.

Приветствуя первых посетителей вновь открытых залов Елена Яковлевна объявила о том, что буквально на днях ПАО "Газпром" передал в музей-заповедник крупный транш, предназначенный для реставрации залов Китайского дворца, 250-летие которого мы отметим в следующем году.

Текущая реставрация в Большом Меншиковском дворце была выполнена в 2015 году ООО "Деметра" по заказу ФГБУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Сегодня Зал Дианы, Опочивальню Воронцовой и Золотой кабинет украсили предметы мебели и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв. из фондов ГМЗ "Петергоф". В Зале Дианы появились витрины с чайными сервизами, выполненные мастерами Императорского фарфорового завода и Мейсеновской мануфактуры.

Особую ценность этому интерьеру придает сохранившаяся до наших дней лепная отделка потолка в стиле рококо. Созданием плафона в 1759 году руководил Джованни Джанни, один из ведущих лепщиков елизаветинского Петербурга. В парных композициях получил отражение популярный в искусстве миф о юном охотнике Актионе, случайно увидевшем Диану во время купания. В южной части плафона Диана, с полумесяцем над головой и с луком в руке, бросается в погоню, указывая путь своей свите. На противоположной стороне Актеон пытается спастись от гнева богини, но на его голове уже пробиваются оленьи рога.

Опочивальня фаворитки Воронцовой в 1770-1780-х гг. сменила хозяйку: эти залы Большого Меншиковского дворца становятся частью личных покоев императрицы Екатерины II. Именно в это время в Опочивальне мог появиться сохранившийся до наших дней живописный плафон. Специалисты предполагают, что автором рисунка плафона мог быть Антонио Ринальди. Перевязанные голубыми лентами ветви с листьями и цветами напоминают часто встречающийся в творчестве мастера декоративный мотив, известный как "цветок Ринальди". О первой владелице Опочивальни напоминает дверца за фигурной аркой: за ней скрыт "чуланчик" с винтовой лестницей, которая некогда вела в покои великого князя Петра Федоровича.

Последний из открывшихся интерьеров – рабочий кабинет герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого (1859-1909), правнука императора Павла I, сохранил отделку конца XIXвека: лепной декор стен и потолка в стилистике рококо, камин из искусственного мрамора. Помимо традиционных для кабинетов этого времени книжного шкафа, письменного шкафа, граммофона и фонографа, особое внимание заслуживает единственный предмет из исторической обстановки зала – столик с видами Ораниенбаума русских мастеров рубежа XIX-XXвеков.

Мы благодарим Мемориальную библиотеку князя Г.В. Голицына, Государственный архив Российской Федерации и Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставленные копии фотографий из семейного архива герцогов Мекленбург-Стрелицких.