En
En
16.05.2017
Ансамбль четырех отреставрированных скульптур возвратился на Монплезирскую аллею

К открытию летнего сезона 2017 Петергоф провел полномасштабную реставрацию большой партии скульптур. Четыре из них, "Вакх", две "Вакханки" и "Психея с бабочкой", возвратились на прежние места вдоль Монплезирской аллеи 16 мая. С начала года эти мраморные статуи XVIII-XIXвв. проходили реставрацию в "Реставрационной мастерской "Наследие".

Состояние скульптур, украшающих партеры у Западного вольера и Менажерийного пруда, потребовало от реставраторов серьезной работы. Мрамор статуй, пребывающих под открытом небом, подвергался постоянному воздействию атмосферных факторов и, соответственно, требовал очистки от различного рода загрязнений, как внешних, так и более глубоких. Во время работы реставраторы также столкнулись с утратами, которые восстанавливались мастиковкой, либо вставками из натурального камня и композитного состава, имитирующего натуральный мрамор. Некоторые утраченные детали пришлось восстанавливать по историко-архивным данным и изобразительным источникам.

Возвращение скульптур на исторические места также потребовало скрупулезной точности. С помощью телескопического манипулятора, ручным управлением статуи переносили с помоста машины на пьедесталы в партерах. При этом учитывался вес хрупких мраморных фигур – порядка трехсот килограммов.

Одна из отреставрированных статуй несомненно привлечёт особое внимание зрителей. Это пленительный образ Психеи, прекрасной девушки, возлюбленной Амура. По мифологии древних, "Психея" олицетворяла душу, поэтому часто изображалась с бабочкой, существом таким же трепетным, хрупким и ранимым, как и человеческая душа. В 1870-х годах эта скульптура была специально заказана в Карраре для каскада "Золотая гора", который подлежал реновации по проекту Н.Л. Бенуа. В послевоенный период статую переместили на Монплезирскую аллею, бабочка к этому времени была утрачена – и вот теперь эта деталь воссоздана по фото-источникам и возвращена на место.

Реставрация трех других скульптур, "Вакха" и двух "Вакханок", прошла при финансовой поддержке винодельческого предприятия "Фанагория". История парных статуй "Вакханок" берет начало из коллекции герцога Лейхтенбергского: мраморные скульптуры украшали его имение в Сергиевке под Петергофом. В 1920-х статуи передали в Петергоф и установили у дворца Марли, рядом с которым они были закопаны в начале войны. С 1949 года "Вакханки" украшают Монплезирскую аллею у Западного вольера и у фонтана "Солнце".

Мраморная статуя "Вакх", вернувшаяся к Западному вольеру, представляет собой вольную копию с римского мраморного оригинала II-III вв. н.э., хранящегося в галерее Уффици, Флоренция. Известно, что в начале XIXвека "Вакх" находился в Большом зале Таврического дворца, а в 1856 по проекту А.И. Штакеншнейдера скульптуру перенесли в петергофский павильон "Бельведер" для украшения парадной лестницы. В 1930 статуя перемещена к дворцу Марли, рядом с которым закопана в подземный тайник на время войны. В мае 1949 "Вакх" перемещен от Марли на Монплезирскую аллею, которую покидал лишь в 1970-х и ныне – для реставрационных процедур.

Буквально за день до "Монплезирского ансамбля" в Верхний сад был возвращен мраморный "Аполлино", копия первой трети XIXвека с утраченного греческого оригинала IVвека до н.э. школы Праксителя. Расположение скульптуры в центре Восточного квадратного пруда потребовало от реставраторов использовать плот для перемещения скульптуры. Специалисты с успехом справились с трудной задачей даже в нелегких погодных условиях!