23 и 24 марта 2024 года музеи и парки работают в обычном режиме с усилением мер безопасности.

!
En
En
21.03.2016
Комментарий ГМЗ "Петергоф"

на сюжет Зинаиды Курбатовой для канала "Россия"

20 марта по каналу "Россия" в программе "Вести недели" прошел сюжет журналиста Зинаиды Курбатовой, посвященный проблемам петербургской реставрации, в середине которого было упомянуто о реставрации скульптур каскада "Шахматная гора" в Петергофе и статуи "Амур с луком" из собрания Ораниенбаума.

Обращаясь к теме реставрации петергофской скульптуры второй раз (ранее – сюжет от 21 ноября 2015 года "Про уродов и людей"), автор, на наш взгляд, допустил ряд ошибок и неточностей в изложении материала, дав, тем самым, неверную трактовку реставрационной деятельности ГМЗ "Петергоф". При этом оба раза Зинаида Курбатова не встретилась лично и не получила телефонный комментарий у представителей музея-заповедника.

Следует отметить, что историческая скульптура каскада "Шахматная гора" (а не "горка", как сказано в репортаже) выполнена в Италии в первой четверти XVIII века в определенной эстетике того времени. Эти скульптуры считаются одними из самых ранних, среди попавших в Россию. Они имеют колоссальное историко-художественное значение. Все искажения пропорций фигур являются историческими, что явно следует из сопоставления копий с сохранившимися оригиналами, которые находятся в постоянной экспозиции музея "Большой дворец". Автор не заинтересовался осмотром подлинных скульптур, назвав копии "уродами", тогда как исполнившие их специалисты ООО "РМ "Наследие" отмечают, что использованный метод копирования позволил достичь точного сходства оригинала с копией.

При изложении истории скульптуры "Амур с луком" показан реставратор ООО "РМ "Наследие" Геннадий Васильевич Погонец, имеющий реставрационное образование и аттестованный Министерством культуры РФ, названный автором "гастарбайтером". Комментирующий сюжет "скульптор и реставратор Любомир Купновицкий" вообще не знаком сотрудникам ГМЗ "Петергоф", а приведенные им сведения о "доконкурсном" начале работ и "двухсантиметровых швах" на скульптуре, которые, якобы, он снимал лично, являются тенденциозными и предвзятыми.

Копирование скульптур, действительно, является дорогостоящим процессом, включает в себя снятие формы с подлинника и ее новую отливку из дорогого материала. Все работы осуществлялись по сметам, выполненным по действующим реставрационным расценкам и согласованным с КГИОП. Реставрационный совет ГМЗ "Петергоф" совместно с представителями КГИОП принимал работы по копированию скульптур.

На протяжении всего процесса за ним лично наблюдал искусствовед, хранитель петергофской скульптуры Виль Якубович Юмангулов, работающий в музее более сорока лет – уникальный специалист.

Прозвучавшая в контексте сюжета тема высокого профессионализма послевоенных ленинградских реставраторов весьма актуальна сегодня, поднимать и обсуждать ее необходимо. Но нельзя не отметить высокое качество реставрационных работ на современном этапе, выполненных специалистами, которые продолжают традицию ленинградской-петербургской реставрационной школы. 

Комментарий ООО "РМ "Наследие"

Комментарий КГИОП